Стихотворение «Узник. Стихотворения «Узник» А

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»

Краткое содержание

Александр Сергеевич Пушкин, 1799-1837

Узник томился в темнице и вел наблюдение за орлом, который также являлся невольником. Птица была пленена клевала кровавую пищу по окну темницы. Герой сравнивал себя с орлом, который был вскормлен в темнице. Орла он называл своим товарищем.

Узник задумался о побеге. Ему показалось, что крылатый товарищ одобрил его намерения. Орлы являются вольными птицами. Поэтому орел желал, как и узник, совершить побег. Герой говорил, что орел взглядом и голосом призывал его вырваться из темницы.

Орел и узник рвались освободиться и отбыть на белую гору за тучей, к морю, туда, где бы они гуляли в компании свободного ветра.

Представленное стихотворение является творением о свободной жизни, вольном творчестве. Произведение создавалось, когда автор находился в южной ссылке. Герой стихотворения сравнивал себя с орлом, запертого в клетке по прихоти людей. Однако талант невозможно сдержать никакими запорами. Автору необходима свобода для написания произведений. По этой причине он желал освободиться из темницы.

Анализ

История создания

Стихотворение «Узник» было написано А. С. Пушкиным в 1822 г. Ряд исследователей считает, что поводом к созданию могло стать посещение поэтом Кишиневского острога, во время которого один из заключенных рассказал ему о готовящемся побеге.

Смысл названия

Главная тема произведения

Главная тема произведения — стремление к свободе.

В стихотворении просматривается явный намек на судьбу самого автора. В ряде других произведений этого периода он с горечью описывает ссылку, наложившую ограничения на его физическую свободу. Более того, слежка за Пушкиным имела целью ограничить и его творческую и духовную свободу.

При создании стихотворения Пушкину шел двадцать третий год, поэтому лирический герой — «вскормленный в неволе орел молодой». Его пытаются лишить самого лучшего и плодотворного периода жизни. Романтически настроенный поэт превыше всего ценил свободу, а его определили на место простого чиновника, от которого требовалось лишь неукоснительное исполнение распоряжений начальства. Правда Пушкин так и не смирился с назначением и всячески избегал возложенных на него обязанностей.

«Грустный товарищ» лирического героя символизирует оставшихся на родине близких друзей поэта. Его призыв «Давай улетим!», возможно, связан с планами Пушкина о побеге за границу, которые, к счастью для всей русской литературы, так и не были осуществлены.

«Вольные птицы» ассоциируются в стихотворении с истинными поэтами и писателями. Вдохновение может прийти к ним только в условиях абсолютной творческой свободы. Слепое следование любым цензурным требованиям и ограничениям превращают труд поэта в казенную однообразную работу, результат которой ничтожен.

Бескрайние воздушные просторы, «где синеют морские края», «гуляем лишь ветер… да я!», означают для автора необъятность творческой фантазии, которую невозможно заключить в узкие рамки.

Проблематика

Южная ссылка Пушкина стала результатом его первого столкновения с неумолимым и грозным политическим режимом. Вольнолюбивые стихотворения молодого поэта вызвали гнев императора и многих важных чиновников. До конца жизни Пушкину придется бороться с проблемой запрета или искажения его произведений.

Не исключено, что автор аллегорически коснулся и более серьезной проблемы: в условиях деспотического политического режима большинство заключенных невиновны. Отсутствие реальной свободы неизбежно толкает любого честного и справедливого человека на путь борьбы против произвола. В этом плане стихотворение «Узник» можно считать пророческим, так как до восстания декабристов оставалось всего лишь три года.

Размер, композиция и художественные средства выразительности

Стихотворение написано амфибрахием с парной рифмовкой. Оно состоит из трех строф, где последовательно описываются: заключение, призыв на волю и счастье на свободе.

Пушкин использует яркие эпитеты («сырой», «кровавую», «вольные»), олицетворения («грустный товарищ [орел]… задумал», «вымолвить хочет», «гуляем лишь ветер…»). Эмоциональное напряжение постепенно нарастает, особенно в финальном трехкратном лексическом повторе («туда, где…»).

Чему учит автор

Стихотворение «Узник» представляет собой своеобразный гимн свободе. Стремление к воле нельзя уничтожить. Человека можно посадить за решетку, но над его мечтами и надеждами на освобождение никто не властен.

Главная > Литература > Кто автор строк сижу за решёткой в темнице сырой

  • Это Пушкин))
    А у Лермонтова «Отворите мне темницу… «
  • Пушкин, узник
  • УЗНИК



Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Александр Пушкин:
Алекса’ндр Серге’евич Пу’шкин (26 мая (6 июня) 1799, Москва - 29 января (10 февраля) 1837, Санкт-Петербург) - русский поэт, драматург и прозаик. Член Российской академии (1833).

Большинство биографов и библиографов Пушкина говорят о нём как великом или величайшем русском поэте , как о создателе новой русской литературы, в своем творчестве утвердившем нормы современного русского литературного языка . Его произведения признаются эталоном языка, подобно произведениям Данте в Италии или Гёте в Германии .

Ещё при жизни поэта стали именовать гением, в том числе печатно . Со второй половины 1820-х годов он стал считаться «первым русским поэтом» не только среди современников, но и русских поэтов всех времён, а вокруг его личности среди читателей сложился настоящий культ.

Александр Пушкин, портрет работы О. А. Кипренского
Псевдонимы:
Александр НКШП, Иван Петрович Белкин,
Феофилакт Косичкин (журнальный) , P. Ст. Арз. (Старый Арзамасец). А. Б.
Дата рождения:
26 мая (6 июня) 1799
Место рождения:
Москва, Российская империя
Дата смерти:
29 января (10 февраля) 1837 (37 лет)
Место смерти:
Санкт-Петербург, Российская империя
Род деятельности:
поэт, прозаик, драматург
Годы творчества:
1814-1837
Направление:
романтизм, реализм
Жанр:
Стихотворения, повести, поэмы, роман в стихах, драма
Язык произведений:
русский, французский
Дебют:
К другу стихотворцу (1814)

  • скока сидишь?
  • Александр Пушкин

    УЗНИК
    Сижу за решеткой в темнице сырой.
    Вскормленный в неволе орел молодой,
    Мой грустный товарищ, махая крылом,
    Кровавую пищу клюет под окном,

    Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
    Как будто со мною задумал одно;
    Зовет меня взглядом и криком своим
    И вымолвить хочет: «Давай улетим!


    Туда, где за тучей белеет гора,
    Туда, где синеют морские края,
    Туда, где гуляем лишь ветер. да я. »
    1822

  • А. С. Пушкин)
  • О, я учил этот стих в 4 классе. Написал Пушкин!
  • Пушкин, Александр.
  • Пушкин А. С.
  • А. С. Пушкин
  • Лермонтов
  • Эх, стыдно не знать! Александр Сергеевич.
  • Мой мирФотоВидеоБлог

    Сариэль Меню пользователя на ответах Ученик (113)7 часов назад (ссылка)
    Нарушение! Нарушение! Подарить стикер! NEW



    Интересно то, что в “Узнике” ни разу не встречается слово “свобода”, в то время как этим чувством стихотворение пронизано насквозь. Свобода - вот к чему стремились герои стихотворения, свободы - вот чего не хватало его автору.

    УЗНИК
    Сижу за решеткой в темнице сырой.
    Вскормленный в неволе орел молодой,
    Мой грустный товарищ, махая крылом,
    Кровавую пищу клюет под окном,

    Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
    Как будто со мною задумал одно;
    Зовет меня взглядом и криком своим
    И вымолвить хочет: «Давай улетим!

    Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
    Туда, где за тучей белеет гора,
    Туда, где синеют морские края,
    Туда, где гуляем лишь ветер. да я. »
    1822

  • В начале мая 1820 года Пушкин был вынужден покинуть столицу и отправиться в южную ссылку. Причиной этому были “крамольные” стихотворения вроде оды “Вольность” и “Деревня”, меткие шутки, каламбуры, эпиграммы, которые жадно переписывались вольнолюбивой молодежью и не могли не привлечь внимания царского правительства. Три недели Пушкин про- вел в семействе генерала Раевского, своего знакомого. Радушная атмосфера дома Раевских, где талант молодого поэта почитали, и чарующая природа Южного Крыма делали ссылку Пушкина поистине счастливыми днями. Но время летело быстро, вскоре пришлось оставить Раевских и отправиться к месту своей постоянной службы - в Кишинев.
    Приехав в указанное место, поэт был потрясен разительной переменой: вместо цветущих крымских берегов и лазурного моря - оголенные, выжженные солнцем бесконечные степи. Сразу сказалось отсутствие друзей, шумных бесед и споров с ними.
    Не было и того постоянного веселого гама, который с утра до ночи наполнял дом Раевских. Была только канцелярия, скучная, однообразная работа и ощущение полной зависимости от начальства. Чтобы развеять эту гнетущую скуку, чтобы прогнать чувство смертельной тоски и одиночества, чувство покинутости, забытости, оторванности от всего того, что делало его жизнь жизнью, а не существованием, поэт занялся самообразованием: читал, перечитывал, обдумывал. И, несмотря на то, что кругозор его становился шире, и на многие вопросы были найдены ответы, ощущение зависимости от чего-то и кого-то не давало поэту покоя. Он чувствовал себя пленником. В это время и написано Пушкиным стихотворение “Узник”.
    Стихотворение невелико по объему: в нем всего двенадцать строчек. Но каждое слово настолько соответствует своему месту, что его нельзя заменить никаким другим. По форме своей стихотворение напоминает фольклорное произведение, поэтому так легко впоследствии стало исполняться как песня.
    Идея стихотворения “Узник” - призыв к свободе. Это мы понимаем сразу, только прочитаем его. Призыв к свободе - в крике орла, клюющего под окном узника пищу. Орел тоже пленник, он вырос и вскормлен в неволе, но стремление к свободе в нем так велико, что никакие другие радости не могут заменить его. “Давай улетим! ” - призывает свободолюбивая птица узника. И дальше поясняет, подбадривает: “Мы вольные птицы; пора, брат, пора! ” В этих словах - мысли Пушкина о том, что по природе своей человек, как и птица, должен быть свободным. Свобода - естественное состояние каждого живого существа.
    “Узник”, как и многие другие стихотворения Пушкина, делится на две части, отличающиеся друг от друга интонацией и тоном. Части не контрастны, в них постепенное, возрастающее усиление чувства. Оно начинается с призыва орла: “Давай улетим! ” Здесь спокойный рассказ стремительно переходит в страстный призыв, в крик о свободе. Усиливаясь все больше и больше, этот крик как бы зависает на самой высокой ноте. Он - в словах: “… лишь ветер. да я! ”.
    Интересно то, что в “Узнике” ни разу не встречается слово “свобода”, в то время как этим чувством стихотворение пронизано насквозь. Свобода - вот к чему стремились герои стихотворения, свободы - вот чего не хватало его автору.

    УЗНИК
    Сижу за решеткой в темнице сырой.
    Вскормленный в неволе орел молодой,
    Мой грустный товарищ, махая крылом,
    Кровавую пищу клюет под окном,

    Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
    Как будто со мною задумал одно;
    Зовет меня взглядом и криком своим
    И вымолвить хочет: «Давай улетим!

    Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
    Туда, где за тучей белеет гора,
    Туда, где синеют морские края,
    Туда, где гуляем лишь ветер. да я. »

  • Сижу за решеткой в темнице сырой.
    Вскормленный в неволе орел молодой,
    Мой грустный товарищ, махая крылом,
    Кровавую пищу клюет под окном,

    Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
    Как будто со мною задумал одно.
    Зовет меня взглядом и криком своим
    И вымолвить хочет: «Давай улетим!

    Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
    Туда, где за тучей белеет гора,
    Туда, где синеют морские края,
    Туда, где гуляем лишь ветер… да я!…»

    Анализ стихотворения «Узник» Пушкина

    А. С. Пушкин в 1820-1824 гг. за свои слишком уж вольные стихи отбывал т. н. южную ссылку (в Кишиневе и Одессе). Поэту грозило значительно более суровое наказание (ссылка в Сибирь с лишением дворянских прав). Лишь личное ходатайство друзей и знакомых помогло добиться смягчения приговора. Тем не менее гордость и независимость поэта очень сильно пострадали. Творческая натура Пушкина не могла спокойно вынести насилия над его личностью. Ссылку он рассматривал как тяжелое оскорбление. Поэту в наказание было поручено заниматься рутинной канцелярской работой, что еще больше угнетало его. Своеобразным «бунтом» автора стало халатное отношение к своим обязанностям. Он продолжает писать едкие эпиграммы и «непозволительные» стихи. В 1822 г. он создал стихотворение «Узник», в котором аллегорически описал свое положение. Имеется предположение, что Пушкин описал свои впечатления от посещения Кишиневского острога и разговора с заключенными.

    Пушкин использует многоступенчатое сравнение. Себя он представляет узником, находящимся «в темнице сырой». Узник, в свою очередь, сравнивается с «молодым орлом», запертым в клетке. Большое значение имеет характеристика пленника – «вскормленный в неволе». Она может трактоваться двояко. Либо Пушкин намекает на неограниченный характер самодержавной власти, при которой любой человек не может считать себя абсолютно свободным. Его мнимая независимость в любой момент может быть ограничена и замкнута в узкие рамки. Либо он подчеркивает, что попал в ссылку в очень раннем возрасте, когда только начал формироваться его характер. Такое грубое насилие над молодым человеком может серьезно повредить его душевное состояние. В любом случае поэт заявляет резкий протест против своего «заключения».

    В стихотворении возникает образ «грустного товарища» узника – свободного орла, жизнь которого не зависит от чьей-либо прихоти. Изначально равные друг другу «вольные птицы» разделены решеткой. Резко противопоставляются не только два орла. Пушкин показывает контраст между полученным от хозяина кормом и «кровавой пищей» — символом свободы и независимости.

    Свободный орел призывает узника покинуть свою темницу и улететь в далекие прекрасные края, где нет насилия и принуждения. Мечта уносит лирического героя туда, где царит только вольный ветер.

    Известно, что в 1825 г. Пушкин серьезно планировал побег за границу. Возможно, что в стихотворении «Узник» он впервые туманно высказал свои планы («задумал одно», «давай улетим!»). Если это предположение справедливо, то остается лишь радоваться, что поэт не смог воплотить свои планы в жизнь.

    1. Творчество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.
    2. Своеобразие стихотворений «Узник» каждого из поэтов.
    3. Сходство и различие стихотворений.

    А. С. Пушкина по праву считают «солнцем русской поэзии», его творчество так многогранно и богато разнообразными оттенками, как только может быть богато творчество истинного гения. М. Ю. Лермонтова очень часто называют последователем Пушкина, многие исследователи и просто поклонники его дарования утверждают, что если бы он прожил дольше, его творения могли бы затмить творчество Пушкина. Мне лично кажется, что и Лермонтов и его предшественник являются гениальными, самобытными писателями, конечно, каждый человек волен выбирать между ними, ценить то или иное произведение, сравнивать их. Стихотворение Пушкина «Узник» хрестоматийно, все мы знаем его наизусть. Оно написано от лица орла — гордой, свободолюбивой птицы, символа бесстрашия и героизма. Именно такой образ, заключенный в «темницу» вызывает наибольшее сочувствие. Орлу как никакой другой птице трудно примириться с заточением. Первые строки говорят нам о его судьбе:

    Сижу за решеткой в темнице сырой
    Вскормленный в неволе орел молодой.

    Мы понимаем, что орел не знал иной жизни, его посадили за решетку еще птенцом. Однако в глубинах его памяти всегда существует тоска по воле. Возможно о том, что существует иная, привольная жизнь, поведал другой орел:

    Мой грустный товарищ, махая крылом,
    Кровавую пищу клюет под окном.

    Пушкинский узник не только прозябает в неволе, что само по себе тяжело, он еще и вынужден наблюдать, как:

    Клюет и бросает и смотрит в окно,
    Как будто со мною задумал одно.

    Вольная птица сопереживает узнику, сочувствует, призывает покинуть свою темницу:

    Зовет меня взглядом криком своим
    И вымолвить хочет: «Давай улетим».

    Чтобы у невольника не осталось сомнений, свободный орел добавляет:

    Мы — вольные птицы. Пора, брат, пора!

    Туда, где за тучей белеет гора,
    Туда где синеют морские края,
    Туда, где бываем лишь ветер, да я.

    Мы можем только догадываться, что творится в душе у пленника после таких рассказов. Вряд ли он сможет покинуть свою темницу и устремиться в те прекрасные дали, о которых ему поведал «грустный товарищ». Скорее ему предстоит сделать жестокий выбор между продолжением такого жалкого существования в неволе или смертью. Автор предоставляет читателям самим додумать финал этой печальной истории. И хоть мы не слышим жалоб узника, но представляем, что творится у него в душе.

    Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Узник» также повествует о томящемся в неволе лирическом герое. Однако сразу хочется сказать, что в нем нет того щемящего трагизма, который пронизывает пушкинское произведение. Стихотворение начинается с призыва:

    Отворите мне темницу!
    Дайте мне сиянье дня,
    Черноглазую девицу,
    Черногривого коня!

    Я красавицу младую
    Прежде сладко поцелую,

    На коня потом вскочу,
    В степь как ветер улечу! -

    Герой не выглядит сломленным или подавленным. Напротив, в его душе живы воспоминания о вольной жизни, он способен мысленно перенестись за мрачные стены темницы, воскресить в памяти светлые и радостные картины. Однако герой отдает себе отчет, что в данный момент вольная жизнь для него под запретом:

    Но окно тюрьмы высоко,
    Дверь тяжелая с замком.
    Черноокая далеко, —
    В пышном тереме своем.
    Добрый конь в зеленом поле
    Без узды, один, на воле
    Скачет, весел и игрив,
    Хвост по ветру распустив.

    Герой осознает, что его мечты несбыточны. Заточенному в темницу узнику остается только вспоминать о светлых и радостных минутах свободной жизни. Конечно, он вызывает в читателе сочувствие, но вместе с тем мы понимаем, что скорее всего герой стихотворения несет заслуженное наказание. Возможно, он совершил преступление. Почему-то кажется, что он вполне мог оказаться разбойником, слишком много удали в его словах. А, возможно, узник был военным человеком и теперь томится в плену. Но и в этом случае подобное стечение обстоятельств можно было предполагать и ожидать.

    Финал стихотворения трагичен. Герой понимает, что для него нет выхода из мрачных стен темницы:

    Одинок я, нет отрады!
    Стены голые кругом,
    Тускло светит луч лампады
    Умирающим огнем.
    Только слышно, за стенами
    Звучно-мерными шагами
    Ходит в тишине ночной
    Безответный часовой.

    Я считаю, что каждое из проанализированных стихотворений является шедевром поэтического творчества. И Пушкину, и Лермонтову удалось гениально изобразить тоску свободолюбивой души, заключенной в неволю. И каждое стихотворение красиво, насыщено разными художественными средствами. Пушкин и Лермонтов — это два истинных гения. И каждый силой своего безграничного таланта сумел воплотить одну и туже идею, создав два самобытных произведения.

    Читать стих «Сижу за решеткой в темнице сырой» Пушкина Александра Сергеевича - настоящее удовольствие для всех ценителей русской литературы. Произведение наполнено ощущением безысходности и романтичной тоски. Пушкин написал это стихотворение в 1822 году, находясь в ссылке в Кишиневе. Поэт не смог смириться с «изгнанием» в такую глушь. Несмотря на то, что суровой альтернативой этому заточению была Сибирь, Александр Сергеевич чувствовал себя узником. Он смог сохранить свое место в обществе, но чувство удушья не покидало его. Именно эти эмоции вдохновили поэта на написание такого мрачного и отчаянного произведения.

    Текст стихотворения Пушкина «Сижу за решеткой в темнице сырой» с первых строк погружает читателя в мир автора, полный бессилия перед обстоятельствами. Поэт сравнивает себя с орлом, который провел свою жизнь в заточении. Пушкин превозносит силу духа птицы, которая, родившись в неволе, всё же стремится ввысь, подальше от этой темницы.Стихотворение практически полностью состоит из монолога орла. Он будто учит и нас, и самого Пушкина тому, что свобода - это лучшее, что может быть. И этому уроку невольно внимаешь. Произведение настраивает на философские размышления о силе воли угнетенного человека.

    Сижу за решеткой в темнице сырой.
    Вскормленный в неволе орел молодой,
    Мой грустный товарищ, махая крылом,
    Кровавую пищу клюет под окном,

    Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
    Как будто со мною задумал одно;
    Зовет меня взглядом и криком своим
    И вымолвить хочет: «Давай улетим!

    Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
    Туда, где за тучей белеет гора,
    Туда, где синеют морские края,
    Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»