Армянский народный духовой инструмент душа абрикосового дерева. Дудук — древний армянский музыкальный инструмент

Подготовить для нас серию материалов про самый национальный музыкальный инструмент – дудук. В этой статье читайте про 10 интересных фактов о дудуке.

Факт №1.

Армянский дудук делают только из абрикосового дерева определенного сорта, который растет только в Армении.

Климат Армении способствует росту абрикосового дерева нужного сорта. Не случайно абрикос на латыни – «Prunus armeniaca », то есть «армянская слива». Великие армянские мастера экспериментировали и пробовали применять другие виды древесины. Так, например, дудук строгали из сливы, груши, яблони, ореха и даже кости. Но только абрикос давал неповторимый бархатистый звук, характерный для дудука. Также из абрикоса изготавливают и другие духовые музыкальные инструменты - шви и зурну.

Между прочим, цветущий абрикос - символ нежной первой любви, а его древесина - символ крепости духа, верной и долгой любви.

Факт №2.

Признанным «королем» дудука по сей день является Великий варпет Ваче Овсепян (1925-1978).

По сей день Ваче Овсепян является величайшим дудукистом XX столетия. Прошло уже 37 лет как не стало великого маэстро, но никто до сих пор не превзошёл варпета в его виртуозной игре на дудуке. Игрой Ваче Овсепяна восхищались во всём мире. Если вы хотите услышать настоящий голос дудука - слушайте Ваче Овсепяна.

Факт №3.

В 2005 году ЮНЕСКО провозгласила музыку, исполняемую на армянском дудуке, шедевром устного и нематериального культурного наследия человечества. Немалый вклад в популяризацию инструмента и признание дудука на мировом уровне сделал всемирно известный музыкант-дудукист Дживан Гаспарян.

Факт №4.

При исполнении партии дама на дудуке, от музыканта требуется обладать техникой циркулярного (непрерывного) дыхания и иметь совершенно ровную звукопередачу.

Дам - непрерывно звучащая нота тоники, на фоне которой развивается основная мелодия произведения. Искусство исполнения музыкантом (дамкашем) дама, как может показаться на первый взгляд, не несёт в себе особой сложности. Но, как говорят профессиональные дудукисты, исполнение всего одной (бывает нескольких) нот дама намного сложнее, чем целая партитура солирующего дудука. Искусство исполнения дама на дудуке требует специальных навыков, а именно - правильной постановки ротового аппарата во время игры и особой выдержки исполнителя, который непрерывно пропускает через себя воздух.

Факт №5.

Раньше человека, играющего на дудуке, не принимали всерьёз и презрительно называли «зурначи».

Некоторые семьи отказывались выдавать своих дочерей за «зурначи», так как считали его несерьёзным и несостоятельным человеком. Сегодня отношение к дудуку кардинально изменилось. Полвека назад народный армянский духовой инструмент был включён в академическую программу в Ереванской Государственной консерватории, где теперь существует факультет по классу «дудук», который выпустил множество профессиональных, дипломированных дудукистов. Сегодня дудук звучит не только в саундтреках голливудских фильмов, но и в оркестре, опере.

Факт №6.

Дудук чрезвычайно прочен.

Как и любой «живой» музыкальный инструмент, дудук требует постоянного ухода. Уход за дудуком заключается в натирании его основной части маслом грецкого ореха. Помимо того, что древесина абрикосового дерева имеет высокую плотность (772 кг/м3) и высокую износостойкость, масло грецкого ореха придаёт поверхности дудука ещё большую прочность, которая защищает его от агрессивного воздействия климата и окружающей среды - влажности, жары, низких температур. К тому же, масло грецкого ореха придаёт инструменту неповторимый вид.

Факт №7

В феврале 2015 года состоялось уникальное историческое событие в истории российской оперы.

18, 19, 21, 22 февраля 2015 года в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко состоялась премьера оперы «Хованщина», в которой, впервые в истории российской оперы, зазвучал голос армянского дудука в исполнении известного московского дудукиста Оганеса Казаряна. Это событие является знаковым в истории российской оперы и было освещено в СМИ.

Факт №8.

У многих людей звук дудука ассоциируется только с печалью и скорбью.

Существует стереотип, что на дудуке исполняют только грустные мелодии. На самом деле, на дудуке можно играть всё, что угодно, в том числе очень весёлые и радостные произведения. Дудук сопровождает праздничные церемонии – свадьбы и дни рождения. В наши дни дудук становится неотъемлемым участником таких музыкальных направлений как блюз, джаз, рок, рок-н-ролл, поп музыка, классика. Внук всемирно известного музыканта Дживана Гаспаряна является дудукистом, активно эксперементирующим с дудуком в других музыкальных направлениях, в основном – джаз.

Факт №9.

Большинство людей знает про дудук из фильма Ридли Скотта «Гладиатор».

Однако вы будете удивлены, узнав, что фильм «Гладиатор», по сборам, оказался провальным в кинопрокате. Однако он по-прежнему остаётся фильмом, который познакомил зрителя с удивительным миром дудука в исполнении Дживана Гаспаряна, прославившего народный армянский инструмент во всём мире.

Факт №10.

Сегодня на дудуке играют не только мужчины, но и женщины.

Дудук - изначально мужской инструмент. Поэтому в прежние времена его исполнителями были только мужчины. Но эта давняя традиция нарушилась, а современная статистика показывает о проявлении большого интереса к армянской флейте со стороны женщин. Первой популярной женщиной, взявшей в руки дудук, является Армине Симонян. С пяти лет Армине играет на дхоле, а с шести - на шви и дудуке. О пятнадцатилетней Армине был снят одноименный фильм-концерт в 1989 году. Надо сказать, что такой чести удостаивались уже прославленные музыканты, такие как Ваче Овсепян, Дживан Гапарян, Мкртыч Малхасян, Гагик Малхасян. В скором времени Армине получила приглашение из США о сотрудничестве. В 1988 году Армине стала лауреатом Всесоюзного Музыкального фестиваля; участвовала в японском конкурсе, на котором присутствовал Михаил Горбачёв. Встречалась с легендарной группой «Scorpions». Дудук Армине Симонян звучит в фильме «Фиолетовое сердце».

Легенда о дудуке

Как-то, пролетая над горами, Юный Ветер увидел прекрасное дерево, которого раньше нигде не встречал. Он был очарован. Перебирая лепестки его нежных цветов, слегка касаясь зазубрин листьев, он извлекал удивительные мелодии, звуки которых разносились далеко вокруг. Когда Верховному Ветру донесли об этом, он обрушил свой гнев на горы, уничтожив почти всю растительность. Юный Ветер, раскинувшись шатром над своим деревом, изо всех сил пытался его спасти. Более того, объявил, что готов ради этого на любые жертвы. И тогда Владыка Ветров ответил ему: «Что ж, оставайся! Но отныне ты никогда больше не сможешь летать!» Счастливый Ветерок хотел сложить свои крылья, но повелитель остановил его: «Нет, это слишком легко. Крылья останутся с тобой. В любой момент ты сможешь взлететь. Но как только сделаешь это, дерево погибнет». Юный Ветер не смутился, ведь и крылья остались при нем, и он — при дереве. Все бы хорошо, но когда наступила осень, дерево оголилось, и не стало ни цветов, ни листьев, которыми можно было забавляться. Юный Ветер испытал страшную тоску. Вокруг носились его собратья, срывая последние листья с окрестных деревьев. Наполняя горы победным воем, они словно приглашали его в свой хоровод. И однажды, не выдержав, он присоединился к ним. В то же мгновение дерево погибло, сталась только веточка, в которой запуталась частица ветра.
Через какое-то время мальчик, собиравший хворост, нашел ее и смастерил дудочку, которая, стоило поднести ее к губам, словно сама играла грустную мелодию расставания. Потому что главное в любви - это не готовность навсегда отказаться от чего-то, потеряв возможность получить желаемое, а способность не делать чего-то, имея такую возможность.

Дудук - один из древнейших духовых музыкальных инструментов в мире. Некоторые исследователи полагают, что впервые дудук упоминается в письменных памятниках государства Урарту. В русле данной гипотезы, мы можем полагать, что его история насчитывает порядка трёх тысяч лет. Другие относят появление дудука ко времени правления армянского царя Тиграна II Великого (95-55 гг. до н. э.). Армянский историк V века н. э. Мовсес Хоренаци в своих трудах говорит об инструменте «циранапох» (Трубке из абрикосового дерева), что является одним из древнейших письменных упоминании о данном инструменте. Дудук изображался во многих средневековых армянских рукописях. Возможно, вследствие существования довольно обширных по территории армянских государств (Великая Армения, Малая Армения, Киликийское царство и т. д.) и благодаря армянам, проживавшим не только в пределах Армянского нагорья, а также в Персии, на Ближнем Востоке, в Малой Азии, на Балканах, Кавказе, в Крыму и т. д., дудук распространялся и на этих территориях. Также дудук мог проникать за пределы своего первоначального ареала распространения благодаря существовавшим в соответствующее время торговым путям, часть из которых проходила в том числе и через Армению. Будучи заимствованным в других странах и становясь элементом культуры других народов, он в течение веков претерпевал некоторые изменения. Как правило, это касалось мелодики, количества звуковых отверстий и материалов, из которых изготовляется инструмент.
Наиболее ранние инструменты, подобные дудуку, делались из костей животных и тростника. В настоящее время дудук делается исключительно из дерева. А армянский дудук - из абрикосового дерева, плоды которого впервые были привезены в Европу именно из Армении. Абрикосовое дерево обладает уникальной способностью резонировать. Варианты дудука в других странах делаются из иных материалов (сливовое дерево, ореховое дерево и т. д.), но, как утверждают специалисты, для такого дудука характерен довольно резкий, гнусавый звук, в то время как армянский дудук отличается мягким звучанием, больше похожим на голос. Язычок делается из двух кусков тростника, который в больших количествах произрастает по берегам реки Аракс. В отличие от других инструментов с двойным язычком, трость у дудука - достаточно широкая, что придаёт инструменту его неповторимое печальное звучание с тёплым, мягким, слегка приглушённым звуком и бархатистым тембром, отличается лиричностью, эмоциональностью и выразительностью. При исполнении музыки в парах (ведущий дудук и дам-дудук) зачастую возникает ощущение покоя, умиротворённости и высокого духовного начала.

На дудуке может быть исполнена музыка в различных тональностях. К примеру, 40-сантиметровый дудук считается наиболее подходящим для исполнения любовных песен, в то время как более короткий чаще аккомпанирует танцам. Армянский дудук на протяжении своей многовековой истории остался практически неизменным - изменялась лишь манера игры. Несмотря на то, что его диапазон составляет одну октаву, для игры на дудуке требуется немалое умение. Знаменитый армянский дудукист Дживан Гаспарян отмечает: «Американцы и японцы пытались воспроизвести звучание дудука на синтезаторе, но всякий раз это им не удавалось. Это означает, что дудук подарен нам Богом».

Дудук состоит из трубки и съёмного двойного язычка (трости). Длина трубки армянского дудука составляет 28, 33 или 40 см. На лицевой стороне имеется 7 (либо 8) игровых отверстий и одно (или два), для большого пальца - на обратной стороне. Длина двойного язычка, известного как «ехе́г» (арм. եղեգ), обычно равна 9-14 см. Звук образуется в результате вибрации двух тростниковых пластин и регулируется посредством изменения давления воздуха на язычок инструмента, а также закрывания-открывания игровых отверстий. Трость, как правило, снабжена колпачком и имеет регулятор тона для подстройки. С прижатием регулятора достигается повышение тона, при его ослаблении тон понижается. В начале XX в. дудук получил определение диатонического однооктавного инструмента. Однако, несморя на это, хроматические ноты достигаются при помощи частичного закрывания игровых отверстий.

Инструмент и музыка дудука традиционно являются неотъемлемой частью общественной жизни и культурной идентичности армянского народа. Звуки дудука раздаются во время самых главных событиях в жизни любого армянина: на народных празднованиях, крупнейших торжествах, свадебных церемониях. Но в последние годы дудук обретает новый статус: он переходит в категорию концертного инструмента, завоевывая особое место в академической культуре. Эти тенденции не прошли мимо внимания экспертов ЮНЕСКО: в 2005 году музыку, исполняемую на армянском дудуке, объявили шедевром нематериального культурного наследия человечества. Несомненно, Дживан Гаспарян, об игре которого ходят легенды, будучи главным популяризатором армянской музыки, сыграл в этом признании ключевую роль.

Исполнение на дудуке

Музыка на армянском дудуке чаще всего исполняется в парах: ведущий дудук, играющий мелодию, и второй дудук, называемый «дам», который, исполняя непрерывный, имеющий определённую высоту тонический фон, обеспечивает специфическое остинатное звучание главных ступеней лада. Музыкант, играющий на даме (дамкаш), достигает подобного звучания при помощи техники непрерывного дыхания: вдыхая через нос, он сохраняет воздух в надутых щеках, а поток воздуха из ротовой полости в то же самое время создаёт давление на язычок дудука.

Обычно армянские дудукисты (музыканты, играющие на дудуке) во время своего обучения также занимаются игрой на двух других духовых инструментах - зурне и шви. При исполнении танцевальной музыки дудуку иногда аккомпанирует ударный музыкальный инструмент доол. Дудук широко используется в оркестрах народных инструментов, сопровождает армянские народные песни и танцы. Сегодня дудук звучит во множестве кинофильмов. Первой картиной с участием дудука стала «Последнее искушение Христа». Среди других известных фильмов - «Ворон», «Зена - королева воинов», «Гладиатор», «Арарат», «Халк», «Александр», «Страсти Христовы», «Мюнхен», «Сириана», «Код да Винчи».

…Тот, кто ни разу не слышал, как звучит дудук, не поймет, почему за ним охотится большинство самых крупных режиссеров. Этому миниатюрному инструменту по силам отразить все нюансы жизни и натуры человека. Послушайте сами.

Утверждают, что, данный инструмент выражает все тонкости и переживания армянского народа, боль их душ и сердец. С развитием данного музыкального инструмента и с момента ознакомления с ним за пределами Армении, стали синонимами дудук и музыка для души.

Многие знают, что армяне являются древним народом, который пережил не только множество невзгод за всю свою историю, при этом всеми силами старался сохранить свою самобытную культуру – армянский дудук и танец Кочари дают самое полное представление об армянской культуре.

История создания и развития дудука. Иные названия музыкального инструмента.

В самой Армении дудук имеет множество названий, которые происходят либо из особенностей его изготовления, либо же эти названия являются дословным переводом.

Абрикосовая трубка.

Армяне называют дудук «циранапох», что в переводе означает «абрикосовая трубка». Данное название происходит из специфики технологии изготовления. Считается, что для чистоты звучания, для особой тонкости и легкости, необходимо изготавливать дудук только из абрикосового дерева. Данный факт с трудом укладывается в голове у русского человека, но абрикосовое дерево является визитной карточкой Армении из-за своих сочных и особенных плодов-абрикосов. Те, кто пробовал настоящие армянские абрикосы никогда больше не смогут есть другие сорта – в этом уверены не только сами армяне, но и те, кому довелось попробовать этот необыкновенный своей сочностью, сладостью и зрелостью фрукт.

В древние века, дудук изготавливал сам музыкант, и считалось, что именно поэтому дудук и душа музыканта сливались в одно целое во время игры и выдавали невообразимые мелодии. Виртуозы игры не передавали своим сыновьям и потомкам свой инструмент, но делились особенностями и тонкостями изготовления, помогали не только изготовить правильный инструмент, но и вложить в него душу. Со временем данная традиция утратила свою силу. В настоящее время изготовлением дудука занимаются мастера, знающие все тонкости и премудрости этого ремесла. Для того чтобы стать дудукистом необязательно играть на инструменте собственного изготовления. При этом самый популярный дудукист нынешнего времени – рассказывает, что первый свой дудук он изготовил сам, как дань традиции и в знак того, что свой путь он выбрал осознанно.

Душа абрикосового дерева.

Иным названием армянского национального достояния считается «душа абрикосового дерева» и это не просто так. Во времена изобретения дудука не было огромного разнообразия материалов и все, что производилось ручным трудом было изготовлено из подручных материалов. Хачкары производились из туфа – природа камня, часто встречающегося на террит ории Армении, а дудук из готавливался из абрикосового дерева. Первой версией историков, считается обилие абрикосовых деревьев на территории Армении и близлежащих районов, а потому предкам армян было попросту не жалко использовать данное дерево для изготовления музыкального инструмента.

Вторая версия историков находит отражение в многовековой истории армян. Суть данной версии тонко переплетается с первой, но эта более лаконична и объемна. В результате огромного количества гонений и паломничеств, армяне искали не только отдушину, но и то, что докажет всем – они развитый народ, со своей культурой, своей историей, своими особенностями. По пути из одной местности в другую, в течение походов армяне изготавливали дудуки из «подручных средств». Этими подручными средствами как раз и являлись абрикосовые деревья.

Дудук.

Во времена эпохи власти Османской империи, потомки турок называли так данный инструмент из-за схожести звука. Несмотря на вражду турок и армян (последствия геноцида 1915 года и многолетнего отрицания), армяне оставили данное название, так как оно короче, удобнее для произношения многим, нежели «циранапох».

Игра на дудуке – врожденный дар армян.

В XX веке, благодаря музыканту Дживану Гаспаряну, о дудуке узнал весь мир. Армяне всего мира ликовали – их соотечественник не только становится знаменитым сам, но и прославляет национальный инструмент! Молва о Гаспаряне, его таланте разлетелась по всему Советскому союзу, а после и за его пределами. Диаспоры многих стран желали видеть его с концертами, чтобы «закрыть глаза и окунуться у себя на Родине». Именно такими впечатлениями делились армяне, побывав на концертах Гаспаряна. Дживан не только познакомил мир с армянским национальным инструментом, он смог сделать невероятное – поднять дудук на новый уровень. Музыка дудука стала заглавной мелодией популярного голливудского фильма «Гладиатор».


Это была новая ступень в истории развития дудука. Огромное количество музыкантов захотели познать тонкости игры на «абрикосовой трубке», но их претерпевали неудачи. Гаспарян комментировал данное фиаско профессионалов так: «Не хочу никого обидеть, но для того чтобы хорошо играть на дудуке, нужно быть армянином. У нас какая-то генетическая программа, которая позволяет передать все через дудук – переживания, боль, радость, ликования. Если я доживу до момента, когда на дудуке отлично сыграет не армянин, я буду аплодировать ему стоя».

Также армяне невероятно горды тем фактом, что в 2005 году музыка дудука стала шедевром культурного наследия ЮНЕСКО. Это означало, что национальный армянский инструмент стал близок людям всего мира, а не только жителям Армении и армянскому народу.

Особенностью игры на дудуке также является тот факт, что для полноты звучания невозможно играть сольно. Игра на дудуке – парное выступление, где один дудукист солирует, а второй играет фон. При этом оба музыканта одинаково важны для любого произведения. В некоторых мелодиях к дудукистам присоединяются барабанные и духовые инструменты.

Слушая армянский дудук , невозможно не «заразиться» теми эмоциями, которые передают музыканты и совсем не важно, что это – грустная, мелодичная композиция или же зажигательная, слушатель моментально оказывается в плену дудука, в плену инструмента, играющего музыку для души.

Разнообразие духовых инструментов поражает. Они появились еще на заре цивилизации и всегда сопровождали человечество в торжественных церемониях. Именно древнее происхождение порождает разнообразие. У каждого народа свои, уникальные инструменты. Например, существует такой музыкальный инструмент, как дудук. Чарующий, завораживающий тембр духового инструмента не может оставить равнодушным. Чей музыкальный инструмент дудук и что известно о нем?

Классификация духовых инструментов

Духовые инструменты бывают разнообразными. Они различаются не только формой, но и материалом из которого изготовлены. От того, как сделан музыкальный инструмент, зависит и техника исполнения, и, конечно, тембр. Именно окраска звука позволяет нам безошибочно понимать, какой инструмент звучит. Какие же бывают духовые инструменты?

В первую очередь, духовые инструменты так называются потому, что звук образуется за счет колебания столба воздуха внутри инструмента. Поэтому их относят к аэрофонам.

Регистр духовых инструментов напрямую зависит от размера: чем меньше инструмент - тем выше звук и наоборот, чем больше корпус духового инструмента - тем более низкие звуки можно извлечь.

Интересны способы изменения они очень специфические.

  • С помощью мышц лица, положения губ и силы выдувания воздушного потока музыкант меняет воздушный столб, в связи с чем начинают звучать обертоны - более высокие звуки.

Проверить это несложно: достаточно взять любой свисток или птичку-свистульку и подуть в нее с различной силой.

  • На некоторых инструментах высота звука изменяется с помощью отверстий, вентилей или кулисы.

Если классифицировать духовые инструменты по источнику колебаний, то можно выделить 3 группы:

  • Лабиальные. Источником колебаний является струя воздуха, рассекающаяся об острый край стенки инструмента (лабиум). Например, флейты.
  • Язычковые. Здесь источником вибрации является колеблющийся язычок, находящийся в мундштуке инструмента. К таким инструментам относятся гобой, кларнет, саксофон, фагот.
  • Мундштучные (амбушюрные). В этой группе источником колебаний являются губы музыканта. К мундштучным относятся все медные духовые. В частности, валторна, горн, тромбон, труба, туба.

И, конечно, нельзя не упомянуть привычную для нас классификацию, в которой духовые инструменты делятся на деревянные и медные, а также и отдельную группу, в чем-то промежуточную - саксофоны.

В основном эту классификацию применяют к инструментам симфонического оркестра, которые наиболее распространены. Но согласно упомянутой классификации можно определить и народный инструмент, дудук, например.

Дудук - язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью. Представляет собой трубку с девятью (или иным количеством) игровых отверстий.

Чтобы убедиться в точности описания, можно посмотреть на фото инструмента дудука.

Распространение музыкального инструмента

Чаще всего дудук называют Обычно он ассоциируется именно с этой страной. В Армении он известен как циранапох, это можно перевести как «абрикосовая труба» или «душа абрикосового дерева». Очень поэтичное название для инструмента с чарующим тембром! Звук инструмента глубокий, теплый, бархатистый, приглушенный. Кажется, что он сам обладает душой, чувствами. Также инструмент встречается среди народов Кавказа, Балканского полуострова, Ближнего Востока, Малой Азии и даже в Персии.

Происхождение музыкального инструмента

Дудук, как и многие народные инструменты, очень древний. Одно из первых упоминаний относится к V веку нашей эры. Нередко он изображен на средневековых армянских рукописях. Исполнение музыки на этом, необычайно точно передающим особенности армянского языка инструменте, было неотъемлемой частью культуры и жизни армян. Музыка сопровождала народные празднества, свадебные и похоронные церемонии.

Особенности строения музыкального инструмента

Нередко уникальность звучания инструмента зависит от формы. По своим размерам армянский музыкальный инструмент дудук довольно небольшой - 32 сантиметра (особенно если сравнить с другим духовым инструментом - органом). Трость дудука - 12 сантиметров. Бо́льшая часть отверстий находится на передней поверхности, одно - сзади. Также на инструменте присутствует регулятор высоты тона, что позволяет подстроить инструмент при необходимости.

Особенности материалов для изготовления инструмента дудука

Хотя дудук нередко называется «душой абрикоса», инструмент может изготавливаться не только из этого дерева. Существуют дудуки из тутового дерева, сливового и орехового деревьев.

Выбор материала очень важен: от него зависит окраска звука. Например, традиционный абрикосовый дудук обладает более мягким звуком, чем изготовленные из других сортов деревьев инструменты.

Двойная трость инструмента делается из тростника. За счет большого размера она придает дудуку печальный характер звучания.

По строению, размеру и строю дудуки бывают различными. Например, существует и даже дудук-пикколо! Как и многие духовые инструменты дудуки обладают разнообразными строями: Соль, Ля, Си-бемоль, До, Ре, Ми, Ми-бемоль, Фа. Иногда у музыкантов бывает целый набор духовых инструментов в разных тональностях, чтобы исполнять различные произведения.

Особенности исполнения

Хотя инструмент считается диатоническим, получить хроматизмы на нем все же можно, частично закрывая отверстия. Народные композиции нередко исполняются двумя инструментами: одному дудуку поручена мелодия, второй создает тонический органный пункт - тянет одну ноту на протяжении всего произведения. Для такого исполнения применяется довольно сложная техника непрерывного дыхания.

Широко инструмент используется и в народных оркестрах.

Техника исполнения зависит не только от того, как музыкант держит инструмент, но и от того расслаблен ли он, от положения головы и даже локтей. Существуют специальные правила для игры сидя. Особое внимание уделяется дыханию: грудному, брюшному или смешанному. Важную роль играет и правильная постановка рук.

Казалось бы дудук - народный инструмент. Что может быть проще чем исполнить произведение на народном инструменте? Но нет, чтобы стать профессиональным исполнителем на циранапохе, нужно немало времени посвятить занятиям и освоить профессиональные навыки.

Выдающиеся исполнители

Как и в случае с другими музыкальными инструментами, есть ряд выдающихся музыкантов, посвятивших себя дудуку и достигших необычайного мастерства исполнения. Неудивительно, что в случае с циранапохом это представители Армении.

Например, Дживан Гаспарян - мастер дудука, один из самых известных музыкантов-исполнителей музыки на дудуке. Также Дживан признанный композитор. Он известен сочинениями саундтреков к голливудским фильмам.

Известными дудукистами являются также: Людвиг Гарибян, Дживан Гаспарян-младший, Ваче Овсепян, Геворг Дабагян, Сергей Карапетян, Мкртич Малхасян, Ованес Касьян. Последний из дудукистов является представителем Грузии, что говорит о популярности этого инструмента и в других странах.

В Армении также есть ансамбль, в котором все исполнители играют на дудуках. Называется коллектив, как ни странно «Дудукнер». Музыка в их исполнении буквально рисует картины природы Армении, дает прочувствовать колорит и индивидуальность этой страны, зачаровывает и завораживает. Витиеватая, орнаментальная мелодия, звучащая на фоне органного пункта, передает восточную живость, а ударные инструменты придают яркости. Не зря же концерты называются «Магический дудук». В этом инструменте действительно есть нечто волшебное!

Как это часто бывает, у дудука есть свои «братья других национальностей»: инструменты, которые обладают схожей конструкций и звучанием.

Например, в Азербайджане есть инструмент балабан. Если сравнить его с фото музыкального инструмента дудука, то найти существенные различия довольно сложно. Но это именно балабан, а не дудук!

В Китае есть духовой инструмент, который называется гуань. Как и инструмент дудук, он имеет трость и 8-9 отверстий и является деревянным духовым инструментом. Интересно, что изготавливается он из дерева, реже из бамбука или тростника.

  • Дудук также называют армянским кларнетом.
  • Существуют дудуки из различных материалов, даже из хрусталя.
  • В на этом музыкальном инструменте очень почитаемы, а сам инструмент популярен.
  • В прошлом в Армении дудукистов считали несерьезными, несостоятельными и отказывали в сватовстве.
  • Арам Хачатурян, будучи армянским композитором, говорил, что дудук - единственный инструмент, способный заставить его плакать.
  • Если Вы думаете, что нигде не могли слышать звучание дудука, то, вероятно, вы ошибаетесь. Инструмент популярен в Голливуде и нередко появляется в саундтреках к известным фильмам. Например, «Гладиатор», «Код да Винчи», «Страсти Христовы», «Зена - королева воинов» и даже «Игра престолов».
  • Любопытно, что в Москве есть памятник армянскому дудуку, установленный в 2006 году.
  • Дудук очень износостойкий инструмент (многие музыкальные инструменты не могут похвастаться подобным качеством).
  • Более длинные дудуки лучше подходят для исполнения любовных песен, более короткие - идеально передают характер танцевальной музыки.
  • Японцы и американцы пытались передать живой проникновенный тембр музыкального инструмента на синтезаторе. Но у них ничего не вышло.

Дудук — распространенный на Кавказе древний духовой музыкальный инструмент. Дудук относится к язычковым деревянным духовым музыкальным инструментам с двойной тростью. По сути, представляет собой трубку с девятью игровыми отверстиями (восемь сверху, одно снизу) и съёмного двойного язычка (трости). Существуют усовершенствованные версии дудука с дополнительными отверстиями и клапанами для управления ими.

Посмотрите интервью, которое взял Alexduduk у прославленного дудукиста Георгия Вартановича Минасова

Звук дудука образуется вибрацией двух тростниковых пластин язычка. Высота звука регулируется изменением давления воздуха на язычок инструмента и закрыванием-открыванием игровых отверстий как и на других флейтах. Трость дудука снабжена колпачком и имеет регулятор тона для подстройки. С прижатием регулятора достигается повышение тона, при его ослаблении тон понижается.

Диапазон инструмента невелик и составляет, как правило, чуть больше одной октавы, причем диатоническая (без беломей и диезов). В то же время, при использовании приема игры с полузакрытыми отверстиями легко играет полную хроматическую гамму.

Особенностью игры на этом духовом инструменте является техника непрерывного дыхания — инструмент продолжает звучать даже в моменты вдоха играющего. Это достигается за счет того, что вдыхая через нос, музыкант сохраняет воздух в надутых щеках, а поток воздуха из ротовой полости даже во время вдоха создаёт давление на язычок.

Надутые щеки при игре на дудуке для «непрерывного дыхания»

Научиться играть на дудуке будет намного проще с обучающей программой Свирелька:

Википедия сообщает, что дудук обладает тёплым, мягким, слегка приглушённым звуком и бархатистым тембром, несмотря на двойную трость, похожим не на гобой, а на саксофон (альт и сопрано) или кларнет, отличается лиричностью, эмоциональностью и выразительностью.

Дудук изготавливается в определенном строе. Наиболее распространен дудук в строе ля. Кроме строя ля существую инструменты в строе си-бемоль, до, ре, соль и другие:

Дудуки различного строя. Строй, как правило, проставляется буквой на стволе дудука.

Лучшим материалом для изготовления ствола дудука считается абрикосовое дерево. Даже название этой флейты с армянского языка (дудук по армянски ծիրանափող — циранапох) можно перевести как «душа абрикосового дерева» или «абрикосовая труба». Встречаются дудуки изготовленные из других пород дерева, в частности, ореха, сливы. Длина трубки составляет 28, 33, 40 см в зависимости от строя инструмента. Чем длиннее ствол, тем ниже звук инструмента. Как уже упоминалось, на передней поверхности трубки расположены восемь отверстий.

На задней поверхности у дудука имеется два отверстия, из них верхнее — игровое и закрывается большим пальцем верхней руки. Нижнее отверстие на задней поверхности дудука в игре не используется и предназначено для точной настройки инструмента при его изготовлении. Бывает, что мастера игры на дудуке в некоторых случаях закрывают и это отверстие прижимая инструмент к животу или колену, но к тому времени, как вы подойдете к такому уровню мастерства вам вряд ли понадобится объяснять на этом сайте что-нибудь про игру на дудуке.

Расположение отверстий на стволе дудука показано на картинке ниже. Отверстия на картинке пронумерованы так, как обычно нумеруются отверстия на аппликатуре: первый номер присваивается игровому отверстию на задней стороне ствола, а игровые отверстия на передней поверхности начинаются с номера 2:

Расположение игровых отверстий на стволе дудука.

Трости для дудука обычно изготавливаются длинной 9-14 см. Материалом для трости служит растущее на юге растение «Арундо тростниковый» (Тростник гигантский) вырастающее до 6 метров в высоту:

Arundo donax тростник из которого делают трости дудука.

Для трости вырезается колено камыша длинной 16 см и опускается в кипящую воду. После этого заготовку сплющивают специальной формой. В процессе изготовления заготовке придается сложный профиль – плоская сверху она постепенно переходит в центре в цилиндр, сужающийся конусом вниз. Это тонкая ручная работа потому что на тембр влияет малейшие изменения в геометрии трости. Внизу на конус трости для плотного (без малейших зазоров) вхождения трости в ствол дудука наматывается нить. Количество намотанной нити определяет насколько глубоко трость будет вставляться в ствол и служит для настройки инструмента.

Трость считается расходным материалом и имеет ограниченный срок использования. Часто у одного дудука имеется несколько тростей. По своим свойствам различают трости «полегче» и «потяжелее». Начинать следует с легких тростей. Иначе, без тренировки вы не сможете долго играть — губы устанут и вы, скорее всего, прекратите занятия. В процессе обучения мышцы, задействованные в игре, постепенно укрепятся и вы сможете перейти на более тяжелые и красивые в звучании трости.

Как и многие народные музыкальные инструменты, устройство дудука может изменяться в зависимости от предпочтений мастера-изготовителя. Для расширения диапазона инструмента, иногда увеличивают длину ствола дудука и добавляют дополнительные игровые отверстия. Есть дудуки с 14 игровыми отверстиями. Так получают дудуки с дополнительными нотами и даже двухоктавные инструменты. Чтобы при игре на них было удобно управлять дополнительными отверстиями, мастерам приходится устанавливать на ствол еще и клапана с рычагами. Такие инструменты называют усовершенствованными и выглядят они так:

Усовершенствованные дудуки.

Другие усовершенствованные дудуки.

При исполнении музыки в парах (ведущий дудук и дам-дудук) зачастую возникает ощущение покоя, умиротворённости и высокого духовного начала.

Послушайте как это звучит в исполнении мастера (Jivan Gasparyan):


По-моему, какие-то еще комментарии будут лишними. Кто послушал музыку дудука, тот влюбится в неё и, возможно, захочет научиться играть на этом древнем инструменте. Благо, сейчас не составит труда найти online уроки и на youtube и на других ресурсах интернета. На нашем сайте также размещены уроки игры на дудуке от разных авторов и ещё раз напомню, что помочь в освоении игры поможет программы Свирелька. Свирелька и ноты покажет и аппликатуру в реальном времени и проиграет мелодию в удобном для обучения темпе: