Ольга Цыганкова
подготовила воспитатель 17 группы Цыганкова Ольга Игоревна
«Рисование березки восковой свечой»
Цель : через загадки, музыку, стихи, картины формировать образ белоствольной красавицы-березы; учить передавать в рисунке характерные особенности березы.
Программные задачи:
Обучающие:
Учить рисовать березу весной восковыми свечами (белый ствол с черными пятнами, тонкие изогнутые ветки, весенняя окраска листвы);
Продолжать учить рисовать способом действия полусухой жесткой кистью при изображении листвы.
Развивающие:
Развивать эстетическое восприятие;
Продолжать развивать детское изобразительное творчество.
Воспитывающие:
Воспитывать любовь к природе, к родному краю.
Материал для занятия:
Акварельные краски;
Кисти щетинные и мягкие;
Восковые свечи;
Стаканчики с водой
Презентация репродукции картин: И. Левитана «Березовая роща», В. Н. Бакшеева «Голубая весна», И. Э Грабаря «Зимний пейзаж», И. Левитана «Октябрь»;
Опорный рисунок-схема;
Аудиозапись р. н. п. «Во поле береза стояла».
Организационный момент:
Дети сидят полукругом.
Кто-то бросил к нам в окошко
Посмотрите письмецо
Может, это лучик солнца
Что щекочет нам лицо
Может это воробьишко
Пролетая обронил?
Ребята хотите узнать, кто нам написал письмо?
«Здравствуйте ребята!
В нашей Академии художеств скоро пройдёт выставка рисунков. Приглашаем вас принять участие в нашей выставке.
С уважением художник Кисточкин»
Ребята вы хотите, принять участие в выставке?
Тогда внимательно смотрите и слушайте!
Вот здесь на экране изображено дерево, особо почитаемое на Руси и которое мы будем сегодня рисовать, но прежде чем я вам его покажу, отгадайте загадку. Вот послушайте:
Загадка
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке,
Белом сарафане.
(показать рисунок)
Как называют березу в загадке?
Что у березы названо зеленой кофточкой?
Что белым сарафаном?
Берёза является символом России. Россию издавна называли берёзовым краем. Берёза - щедрое и доброе дерево. Люди издавна знали цену этому дереву, любили березку за ее красоту, и за пользу которую она приносит.
Берёзу и сейчас очень любят в России и называют «Русской красавицей». Хотя это хрупкое внешне дерево растёт и в Северной Америке, и в Японии, и в Китае, и во многих других странах. Берёз бывает разных видов, даже с красной корой (растёт в Японии). Но самая красивая берёза – наша белая Российская красавица. Поэтому многие поэты посвятили свои произведения русской берёзке – символу красоты и чистоты.
Стихотворение:
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую.
Люблю берёзку русскую.
Как описывает поэт березку?
Не только поэты посвящают березке свои стихи, художники тоже любят изображать березку в своих картинах. Ребята, давайте посмотрим, как они изображают березу в разное время года.
Перед вами репродукция И. Левитана «Октябрь»
Как вы догадались?
А на этой репродукции И. Э Грабаря «Зимний пейзаж» какое время года?
Какие деревья вы еще узнали?
Чем покрыты ветки берёзы зимой?
А сейчас посмотрите на следующую репродукцию В. Н. Бакшеева «Голубая весна».
А здесь, в какое время года изображена березка?
Как легко отличить березку от других деревьев?
Перед вами репродукция И. Левитана «Березовая роща»
В какое время года изобразил художник березки?
Как вы догадались?
Место, где растет много берез, называют березовой рощей, художник так и назвал свою картину.
Давайте мы с вами нарисуем портрет березы в весеннем наряде. Хотите научиться? Но сначала немного отдохнем.
Физминутка под песню «Во поле березка стояла»
Ребята давайте посмотрим все ли у нас есть для рисования? Нет листов!
Ой! Нам пришло звуковое письмо! Послушаем ребята?
Письмо
Здравствуйте ребята, я художник Кисточкин. ДА да именно тот который приглашал вас принять участие в выставке. Мои помощники видели как вы хорошо слушали и отвечали на вопросы воспитателя, и за это мы вам оставили за дверью коробочку. Думаю она вам пригодится! До свиданияяяяяяя!
Практическая часть:
Показ воспитателя с объяснением приемов работы (Берем восковую свечу и проводим полосы снизу вверх до конца - это стволы. Далее синей акварельной краской проводим линию горизонта. Начинаем закрашивать небо до линии горизонта, а после линии коричневой землю. Мягкой кистью берем темно-зеленую акварельную краску, и на линии горизонта примакиванием рисуем лес на заднем плане. Чуть - чуть дуем на работу, чтобы подсохла. Далее берем жесткую кисть и тычком (гуашь зеленая)рисуем крону у березы.)Работа готова!
Анализ:
У нас получилась настоящая берёзовая роща, в которой хочется прогуляться, послушать пение птиц, прислоняться к прохладному стволу дерева, чтобы набраться от него сил и здоровья, полюбоваться чудом, сотворённой матушкой – природой.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 г.Пугачёва Саратовской области»
НОД в старшей группе
(художественно-эстетическое развитие – рисование)
« Люблю берёзку русскую…»
Воспитатель: Приходько Е.В.
2016г.
Задачи:
Образовательная : учить видеть красоту созданного изображения, закреплять представление детей о берёзе как символе России.
Развивающая : Развивать аналитическое, эстетическое восприятие, устойчивое внимание, память, речь, воображение.
Воспитательная: воспитывать самостоятельность; учить аккуратно и творчески применять способы изображения в рисовании, используя выразительные средства. Воспитывать нравственные качества: доброты, отзывчивости.
Организационный момент.
Дети заходят под музыку в зал (песня «От чего так в России березы шумят»), садятся на стульчики.
Воспитатель: У каждого человека есть Родина, родной город, село, дом, где он родился и вырос. Скажите, как называется наше государство?
Ответы детей
Воспитатель: А наш город?
Ответы детей.
Воспитатель: Где бы ни был человек, он всегда любит и помнит о своей Родине.
Мы с вами сегодня будем говорить о самом большом природном богатстве нашей Родины – русском лесе. Ребята, что такое лес? (ответы детей)
Какие деревья растут в лесу? (ответы детей).
Воспитатель: А сейчас попробуйте отгадать мою загадку. И вы узнаете, о каком дереве пойдёт речь.
И красива, и стройна.
Средь подруг стоит она.
Вся в кудряшках и серёжках.
Это белая...(Березка)
Воспитатель: Да, сегодня мы поговорим о берёзе.
Воспитатель - Берёза является символом России. Россию издавна называли берёзовым краем. Берёза - щедрое и доброе дерево. Люди издавна знали цену этому дереву, любили березку за ее красоту, и за пользу которую она приносит.
Берёзу и сейчас очень любят в России и называют «Русской красавицей».
(используем слайд березки.)
- Тонкие ветки березки опущены вниз. Такой белой коры больше не найдешь ни на одном дереве. О ней написано много стихов, песен, сказок, загадок
Воспитатель: А теперь послушаем стихи о берёзке.
Полина
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчике.
Кирилл
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Словно серебром.
(С.Есенин)
Ваня
Всем береза нравится
Ведь она – красавица!
Белый ствол, густая крона
Рассылает всем поклоны
Листья тихо шелестят
Меж собою говорят
Воспитатель: Проходите на свои места, присаживайтесь.
Не только поэты посвящают березке свои стихи, художники тоже любят изображать березку в своих картинах
Воспитатель: Вот и мы сейчас будем рисовать березки.
Сейчас хочу вам показать свою работу. Посмотрите, какая получилась красота.
Показ воспитателя с объяснением приемов работы. Берем восковую свечу и проводим полосы снизу вверх до конца - это стволы. Далее синей акварельной краской проводим линию горизонта. Начинаем закрашивать небо до линии горизонта, а после линии коричневой землю. Далее пусть наши работы немного подсохнут.Вокруг берёзы на Руси всегда водили хороводы, пели песни. Давайте и мы с вами продолжим эту традицию. Для этого встанем и поводим хоровод.
(Хоровод с детьми «Во поле березка стояла»)
Садимся на свои места и продолжим свою работу. Берем губки на палочке и опускаем её в темно-зеленую гуашь, и путем примакивания рисуем листву сверху кроны деревьев. Далее берем кисть и путем накладывания кисти рисуем на кроне черные полоски. Работа готова !
Вы можете приступить к работе.
(дети под музыку рисуют)
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами посмотрим, какие берёзы у вас получились.
Воспитатель: Ребята подойдите ко мне, мы с вами попали в берёзовую рощу. Какая же из берёз самая стройная, аккуратная? А, ещё какая берёза вам понравилась? Хорошо бродить по берёзовой роще. В ней много света, воздух чист и свеж. Закройте глазки и давайте подышим этим свежим воздухом.
Воспитатель: Сегодня мы с вами говорили и рисовали, какое дерево?
Воспитатель : А вы сегодня молодцы, спасибо за работу.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 г.Пугачёва Саратовской области»
Воспитатель: Приходько Е.В. 2016г.
Задачи:
Образовательная: учить видеть красоту созданного изображения, закреплять представление детей о берёзе как символе России.
Развивающая: Развивать аналитическое, эстетическое восприятие, устойчивое внимание, память, речь, воображение.
Воспитательная: воспитывать самостоятельность; учить аккуратно и творчески применять способы изображения в рисовании, используя выразительные средства. Воспитывать нравственные качества: доброты, отзывчивости.
Организационный момент.
Дети заходят под музыку в зал (песня «От чего так в России березы шумят» ) , садятся на стульчики.
Воспитатель: У каждого человека есть Родина, родной город, село, дом, где он родился и вырос. Скажите, как называется наше государство?
Ответы детей
Воспитатель: А наш город?
Ответы детей.
Воспитатель: Где бы ни был человек, он всегда любит и помнит о своей Родине.
Мы с вами сегодня будем говорить о самом большом природном богатстве нашей Родины – русском лесе. Ребята, что такое лес? (ответы детей)
Какие деревья растут в лесу? (ответы детей) .
Воспитатель: А сейчас попробуйте отгадать мою загадку. И вы узнаете, о каком дереве пойдёт речь.
И красива, и стройна.
Средь подруг стоит она.
Вся в кудряшках и серёжках.
Это белая... (Березка)
Воспитатель: Да, сегодня мы поговорим о берёзе.
Воспитатель - Берёза является символом России. Россию издавна называли берёзовым краем. Берёза - щедрое и доброе дерево. Люди издавна знали цену этому дереву, любили березку за ее красоту, и за пользу которую она приносит.
Берёзу и сейчас очень любят в России и называют «Русской красавицей» .
(используем слайд березки.)
Тонкие ветки березки опущены вниз. Такой белой коры больше не найдешь ни на одном дереве. О ней написано много стихов, песен, сказок, загадок
Воспитатель: А теперь послушаем стихи о берёзке.
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчике.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Словно серебром.
(С. Есенин)
Всем береза нравится
Ведь она – красавица!
Белый ствол, густая крона
Рассылает всем поклоны
Листья тихо шелестят
Меж собою говорят
Воспитатель: Проходите на свои места, присаживайтесь.
Не только поэты посвящают березке свои стихи, художники тоже любят изображать березку в своих картинах
Воспитатель: Вот и мы сейчас будем рисовать березки.
Сейчас хочу вам показать свою работу. Посмотрите, какая получилась красота.
Показ воспитателя с объяснением приемов работы. Берем восковую свечу и проводим полосы снизу вверх до конца - это стволы. Далее синей акварельной краской проводим линию горизонта. Начинаем закрашивать небо до линии горизонта, а после линии коричневой землю. Далее пусть наши работы немного подсохнут. Вокруг берёзы на Руси всегда водили хороводы, пели песни. Давайте и мы с вами продолжим эту традицию. Для этого встанем и поводим хоровод.
(Хоровод с детьми «Во поле березка стояла» )
Садимся на свои места и продолжим свою работу. Берем губки на палочке и опускаем её в темно-зеленую гуашь, и путем примакивания рисуем листву сверху кроны деревьев. Далее берем кисть и путем накладывания кисти рисуем на кроне черные полоски. Работа готова!
Вы можете приступить к работе.
(дети под музыку рисуют)
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами посмотрим, какие берёзы у вас получились.
Воспитатель: Ребята подойдите ко мне, мы с вами попали в берёзовую рощу. Какая же из берёз самая стройная, аккуратная? А, ещё какая берёза вам понравилась? Хорошо бродить по берёзовой роще. В ней много света, воздух чист и свеж. Закройте глазки и давайте подышим этим свежим воздухом.
Воспитатель: Сегодня мы с вами говорили и рисовали, какое дерево?
Воспитатель: А вы сегодня молодцы, спасибо за работу.
Рисуем ствол березы. Если ребенок младшей возрастной группы, то ставим точку вверху листа и 2 точки - ширину ствола внизу листа бумаги. Соединяем верхнюю точку с двумя нижними. Обратим внимание ребенка на то, что веточки у березы сначала устремляются вверх, затем ниспадают, как струйки воды фонтана. Вверху на макушке делаем маленький фонтанчик из 3-4 веточек-струек, затем побольше. И нижние веточки должны быть самые длинные. Затем к этим большим веточкам добавляем поменьше, а к меньшим - еще меньше. Лучше всего поэтапно показывать на доске мелом, как это надо рисовать. Если дома с малышом рисуете, то сядьте рядом и на своем листе бумаги показывайте как надо делать правильно. Маленьким деткам тонкие березовые веточки трудно будет прорисовать, поэтому дайте ему черный маркер или фломастер. Когда березка стала яркой и выразительной, то берем акварель.Акварелью черным цветом прорисовываем ствол березки и хорошо промываем кисть. Акварель любит воду, тогда она чистая, прозрачная и свежая. Делаем при помощи кисти (3-й размер) лужицы в желтом, оранжевом и красном цвете. И оставляем пятнышки- следы поочередно: сначала желтым цветом и т.д. Это осенние листья березки. Обязательно делаем разноцветное пятно под березкой - ее опавшая листва. Можно изобразить и листопад. Я не догадалась, а дети нарисовали. Попрошу у них работы на прокат и покажу тогда вам. Приятного творческого времяпровождения!
Галина Черепашкова
Конспект занятия по рисованию «Береза осенью»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 10 «Сказка» города Белово
Черепашкова Галина Евгеньевна, воспитатель
Художественное творчество
(старший дошкольный возраст)
Рисование . Тема «Береза осенью »
Цель : Учить детей передавать в рисунке впечатления от осени , создавая образ осенней березы . Правильно передавать строение дерева, располагая его в центре листа, закреплять приемы работы кистью и красками. Развивать эстетическое восприятие, воспитывать любовь к природе.
Материал : Краски, кисти, баночки с водой, салфетки, иллюстрации березы в разные периоды осени , магнитофон.
1. Сюрпризный момент.
Воспитатель : Ребята, к нам в гости пришел Лесовичок. Он живет в лесу, где много деревьев. А какие деревья вы знаете?
Лесовичок хвалит ребят и говорит, что много в лесу деревьев, но есть одно самое главное дерево в России. Его еще называют королевой леса. Догадайтесь, о каком дереве идет речь?
«Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет :
В шубе белою зимой
И в сережках вся весной.
В день осенний в плащ одета ,
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит».
Воспитатель : Правильно – это береза . Сегодня будем рисовать осеннюю березку . А она даже за одну осень бывает в разных нарядах. На какие периоды делится осень ? (раннюю, золотую, позднюю.
2. Рассматривание иллюстраций.
Воспитатель : Посмотрите, какие березки принес нам Лесовичок. Найдите, где березка в ранний период , а как вы догадались?
«Береза , моя березонька ,
Береза моя белая .
Береза моя кудрявая .
Стоишь ты березонька
Посреди долинушки,
На тебе березонька
Листья зеленые».
3. Вспомнить приемы рисования дерева .
Показ на доске изображения ствола березы , веток толстых, тонких (с черными полосками) .
А как можно нарисовать зеленые листочки ? (путем примакивания кисти или волнистых линий) .
А где береза в золотой период осени ? Нравится вам березка ?
«В золотую осень золотом горит ,
Березка белоствольная листочками шуршит».
Показ приемов рисования березы (ствол, ветви, листья можно нарисовать желтой краской путем примакивания, или нарисовать вокруг дерева крону и тычками изобразить листву).
А какая береза в поздний период ? Найдите ее на иллюстрациях?
«Скинула береза
Желтый свой наряд.
Тоненькие веточки
Голые стоят.
Черная полоска
Никогда не сменит
Белая березка .
А чем березка отличается от других деревьев? Вот какая разная березка бывает .
Физминутка. Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише
Деревцо все выше, выше.
Рисование осеннего дерева .
Воспитатель : Ребята, на своем листе будете рисовать березку . Кто какую захочет. Но рисовать надо крупно на весь лист, чтобы березку было хорошо видно и свои рисунки подарим Лесовичку.
Дети под музыку рисуют.
Индивидуальная работа с затрудняющимися детьми.
Итог занятия . В конце работы дети берут свои листы и раскладывают на ковре вокруг Лесовичка. Лесовичок хвалит ребят за такие красивые рисунки. Ему очень понравилась березовая роща , которую дети нарисовали .
Хоровод : «Во поле береза стояла » .