Как нарисовать стеклянную вазу акварелью. Рефлексы внешней среды. Примеры на картинах

Цветы всегда поднимают настроение, дарят улыбки и положительные эмоции. Благодаря своему разнообразию цвета они прекрасно смотрятся как элементы ландшафтного и интерьерного дизайна. Однако далеко не всегда есть возможность использовать для оформления помещения живые цветы, например, тюльпаны. В этом случае их всегда можно изобразить на бумаге, к примеру, используя акварель. Тюльпаны нарисовать в этом случае можно простым карандашом и кисточками. Как сделать это пошагово?

Как лучше рисовать: с натуры или импровизировать?

Прежде чем преступить к основному этапу рисования красками, решите для себя, будет ли это рисунок с натуры или вы предпочтете придумать собственную цветочную композицию. Соответственно, в первом случае вам необходимо заранее приобрести или сорвать поставить их в вазу и создать интересную драпировку. С этой целью можно использовать красивый отрез ткани, полотенце и т.д., установите вазу в подходящее место и приступайте к созданию наброска.

Если же вы планируете нарисовать тюльпаны акварелью произвольно, для наглядности можно найти их изображение на открытках и фотографиях. В этом случае нужно будет лишь близко к вам расположить образец картинки и начинать набрасывать его на листе бумаги.

Какие инструменты нужны для рисования?

Приготовились создавать художественный шедевр? Тогда для рисования вам понадобятся следующие инструменты:

  • чистый альбомный лист (можно также использовать профессиональную бумагу для акварели);
  • доска для рисования или любая твердая поверхность (стол, книжка, папка);
  • хорошо заточенный простой карандаш и ластик;
  • кисти (в идеале это круглые кисти №2, 3 и 5).

После того как все это будет находиться у вас под рукой, можно начинать рисовать тюльпаны акварелью. Как это сделать?

Шаг 1: делаем карандашный набросок

Возьмите лист бумаги и прикрепите его к деревянной дощечке либо положите на любую твердую поверхность. Далее возьмите простой карандаш и ластик. Следующим шагом будет создание карандашного наброска. Для этого, едва надавливая на карандаш, выделите верхнюю и нижнюю плоскость листа, середину.

Предположим, вы будете рисовать тюльпаны акварелью. При этом цветы будут находиться в красивой вазе. Итак, сначала выберите место на листе, где будет она располагаться. Отмеряйте примерное место для сосуда и цветов. Далее на месте вазы нарисуйте большой овал, от него отведите несколько изогнутых линий (это будут стебли тюльпанов), на каждом из них нарисуйте круги (либо овалы) и отведите по две линии для листьев.

Шаг 2: придание формы карандашному наброску

Прежде чем нарисовать тюльпаны акварелью, придадим им более понятные формы. Для этого над каждым элементом картинки поработаем отдельно. Начнем с вазы. На первом этапе наш пустой овал разделим пополам вертикально и горизонтально. Затем наметим верх и низ.

На следующем этапе нарисуем карандашом три горизонтально расположенных овала: сверху, в середине вазы и в районе ее дна. При этом следует обратить внимание на габариты вашей вазы: имеет она тонкое или толстое и широкое горлышко, расширяется или сужается книзу. Мы же за основу берем стандартную вазу с узким горлышком. О том, как рисовать тюльпаны акварелью, мы расскажем далее.

От основы верхнего овала рисуем две линии (по одной с каждой стороны). Соединяем их вместе, образуя своеобразный острый угол. Внутри него рисуем еще один небольшой плоский овал. При этом не стоит забывать, что все лишние линии будут стираться, поэтому слишком давить и наводить не нужно. Это же относится и к острому углу и овалам, которые будут ликвидироваться, когда вы сформируете горлышко нашей будущей вазы.

Тюльпаны акварелью поэтапно: рисуем серединку и низ вазы

Следующим шагом будет прорисовывание серединки и низа вазы. Для этого возвращаемся к нашему овалу в области горлышка и от него ведем две изящно изогнутые линии к другому овалу, находящемуся в середине вазы, а от него книзу сосуда.

При этом у нас должно получиться нечто похожее на сердце, но без выемки посередине и слишком зауженного острого угла снизу. Теперь останется лишь навести контуры вазы и стереть ластиком лишние вспомогательные линии.

Шаг 3: рисуем тюльпаны карандашом

После того как полноценный эскиз вазы будет готов, можно приступать к прорисовке самих тюльпанов. Предположим, вы планируете нарисовать 5-7 цветков. В этом случае они необязательно должны быть однотипными. Можно нарисовать, к примеру, несколько раскрывшихся и пару закрытых бутонов. Если внести такое разнообразие в вашу картину, то получатся весьма реалистичные тюльпани. Аквареллю останется лишь подчеркнуть их форму и цвет.

Итак, если это бутон, то наш овал слегка зауживаем книзу и вытягиваем кверху при помощи карандаша. С обеих сторон рисуем вдоль всего бутона полоски и стираем лишние линии. Если ваш цветок раскрыт, то над каждым лепестком необходимо будет поработать индивидуально.

Внимание! Создавая рисунки тюльпанов акварелью, обратите внимание на разновидности изображаемых цветов. Например, у некоторых видов шесть лепестков, и они расположены в два слоя. У других - пять, и все они имеют лишь один слой.

Начинать рисование лепестков стоит с расположенной посередине каждого из них. Проведите подобную ось в нашем овале, «вытяните» его (как и в случае с вышеупомянутым бутоном) и удалите лишнее. Из вершины овала проведите небольшую линию (примерно в длину равную 1-1,5 см) вверх.

Мысленно разделите получившийся рисунок в его горизонтальной плоскости пополам, поставьте с обеих сторон по едва заметной точке, установите сначала в одну из них карандаш и проведите дугообразную полоску к концу удлиненной полоски, исходящей от верхней части первого овала, затем повторите то же самое и с другой стороны. Должен получиться маленький овал в большом овале. Затем рисуем неполные лепестки, которые скрыты за двумя основными. Один цветок готов. Подобным образом рисуем и остальные. Далее нам останется нарисовать стебли и листья и достать акварель. Тюльпаны не забудьте обвести. Это поможет в дальнейшем при раскрашивании.

И помните, ваши цветы не должны быть слишком большими, так как они будут выглядеть неестественно.

Шаг 4: рисуем стебли и листья тюльпанов

Следующим этапом будет рисование стеблей. Для этого проведите четкие линии, начиная от основания горлышка вазы и заканчивая нижней частью тюльпанов. От стеблей проведите дополнительные линии. Это будут листья. В середине каждого из них проведите вертикальную полоску. Наведите все карандашом. И, наконец, перейдем к разрисовыванию получившегося наброска.


Шаг 5: раскрашиваем рисунок красками

Для этого возьмите краски, кисти и наберите воду в баночку, стаканчик или любую другую емкость. Затем необходимо определить самые светлые места на рисунке и самые темные. Начинать разукрашивать картинку следует именно со светлых тонов. Их нужно закрасить светло-зеленым (бутоны и лепестки) и светло-розовым (листья). Посмотрите на рисунок. Обратите внимание на те места, где будут затемненные участки (тени).

Чаще всего тень падает на внутреннюю часть лепестков тюльпанов. Именно на них следует нанести розовый и зеленый цвет краски в два слоя. Далее области тени нужно постепенно утемнить. Для этого наносите на внутренние части лепестков сначала яркий красный цвет, а затем более темный бордовый. сначала раскрасьте в желтый, а после этого прорисуйте красным прожилки. Аналогичным образом рисуются листья и стебель: там, где на них должна падать тень от лепестков и соседних цветов - сделайте темнее.


После цветов разрисуйте вазу, не забывая о более светлых и темных ее участках, а также сделайте подходящий фон. Примерно так рисуются тюльпаны акварелью. Поэтапно их рисовать гораздо проще и намного удобнее. Теперь вы знаете, как это делать.

Естественно, стекло бывает самых разных цветов и оттенков, но мы начнем из прозрачного и бесцветного стекла, что бы не запутаться.

Стекло прозрачное — а значит приобретает цвет окружающей среды.

Если стакан стоит на голубом фоне — значит и подложка, в любой из техник (масло, акрил, карандаш, гуашь) будет голубой. А если точнее наверное более темного цвета чем фон, чем цвет окружающей среды.

Примеры цвета стекла на картинах

На синем фоне ваза синяя

Цвет стекла такой-же как цвет фона (Alexander Adriaenssen 17век)

Как сделать непрозрачный сосуд стеклянным?

Если говорить просто, не углубляясь в физику и рассуждения о высокой живописи то есть несколько простых вещей, которые нужно понимать и использовать:

Определяем где источник света, ставим блик

Зная откуда исходит свет, мы можем определить где ставить блик. От источника света проводим условный луч. В том месте, где луч будет касаться стекла образуется самый яркий на всем стеклянном предмете блик.

Если сосуд имеет выпуклую или изогнутую форму — блик может повторять форму сосуда, или разобьется на несколько ярких точек или черт.

Блик стоит на темной стороне сосуда — поскольку здесь свет прикоснулся к предмету, но еще не успел рассеяться.

Примеры блика на картинах

Как рисовать стекло? Где ставить блик?

Блик справа на стеклянной вазе

Блик повторяет форму сосуда

Блик на темной вазе

Рефлекс от блика

Поскольку стекло прозрачное, свет будет проходить насквозь, немного рассеиваться и ударяться о противоположную сторону стеклянного предмета. Если условно продлить дальше этот луч и остановить на другой стенке посудины — именно там будет образовываться рефлекс.

Рефлекс в отличии от блика будет большим светлым пятном рассеянного света. Рефлекс ни в коем случае не должен затмевать блик. Рефлекс намного ниже по интенсивности чем блик, и во много раз больше по площади.

Примеры бликов на картинах

Как рисовать стекло? Рефлекс

Рефлекс на вазе

Рефлекс, отчетливо заметен

Рефлексы внешней среды

Если вокруг нашего стекла есть несколько цветных предметов, то они в большей или меньшей степени должны отображаться в нем. Насколько яркое отражение нарисовать на стекле, вы можете решить сами.

Если в вазе стоят цветы с зелеными стеблями, то наверняка эти зеленые стебли как-то отразятся и в толще стекла.

Эти рефлексы не так заметны как на непрозрачных предметах.

Примеры рефлексов на картине

Желтые, оранжевые, зеленоватые отблески на поверхности стекла

Стекло имеет толщину и форму

Это значит, что и блики, и рефлексы будут ложиться по этой форме. Также будут немного задерживаться в этой толще.

Стоит учитывать, что дно и изгибы стеклянного предмета обычно толще. Это значит, что тень и свет в таких местах будут более интенсивными или «густыми». Если стекло цветное, то и интенсивность его цвета будет большей на изгибах и дне.

Примеры на картинах

Толщина стекла — более темная черта. Блик повторяет форму вазы

Стоит отметить что стекло лучше рисовать с натуры, поскольку на фото обычно много бликов, или слишком лабораторные условия, каких в природе почти не бывает.

Итак, сегодня я хочу рассказать про основные принципы рисования стекла.
Вообще, прежде чем начать рисовать любой предмет имеющий сложную фактуру, как, например, стекло или металл, нужно понять какими он обладает свойствами.
Что отличает стекло от дерева или пластика?
В первую очередь, конечно то, что оно прозрачное. Еще - в нем отражаются окружающие предметы, оно, как правило сильно бликует, и то, что находиться сзади или внутри стеклянного предмета преломляется и выглядит искаженно.
Также у всех стеклянных предметов прозрачная и неоднородная падающая тень.
Ставлю себе классическую постановку - самый простой стеклянный предмет, который только у меня есть, без резьбы и узоров. Источник света справа под 45 градусов. Фон тоже светлый, нейтральный.


Начинаем с контура предмета. В рисунке стекла, чем точнее построение, тем лучше.

Первое, что нужно сделать - это скопировать все темные пятна на рюмке.
Ниже на фотографии видно начало этого процесса, и то, как у меня наточен карандаш.
Это HB.
Вообще, если говорить о мягкости карандашей, то я использую только F (это твердость между H и HB), по мне это идеальный карандаш для всей основной штриховки, помимо самых темных теней; а также HB, B, и 2B. На всякий случай у меня лежит и 3B, и 4B, но я не помню, когда пользовалась ими последний раз.
А точу карандаши я с института только канцелярским ножем, никакой точилки.
В одном из учебников по черчению была картинка, как правильно точить карандаши. Деревянная часть должна быть 2 см, а часть графита 8 мм. Еще там было написано, что это заточка по ГОСТу. Я поискала в интернете, но такой информации не нашла.
У меня конечно длина графита см полтора, но зато такой карандаш долго остается острым, и можно лучше контролировать линии и штриховку.



Здесь затонированы все темные места. В принципе, на этом можно остановиться. Тем более если не планируется фон.

Далее... Я слегка заштриховала поверхность рюмки и плотно - падающую тень. Чтобы сделать ее воздушной у меня есть ластик-клячка.
На фото: синяя - это новая в упаковке, а той, что когда-то была оранжевой (слева) я пользуюсь сейчас.
Клячка напоминает пластилин, принимает любую форму, не оставляет традиционный, для обычного ластика, мусор. И самое главное, она убирает не весь штрих сразу, а постепенно снимает слой за слоем.
Я пользуюсь ей только последние четыре года, и она существенно облегчила мне жизнь. Жаль, что когда я училась в институте про нее никто не знал. И в продаже ее не было.

С помощью клячки делаю тень воздушнее, и еще немного штрихую прозрачную поверхность стекла.
На фото достаточно сильно увеличен контраст, чтобы лучше все разглядеть. В реальности все, как на фото выше.

Мы уже пробовали рисовать цветы. Об этом рассказывалось в статье “Учимся рисовать цветы акварелью” http://www.mtdesign.ru/archives/256
Если все получилось, то можно попробовать немного усложнить задачу и нарисовать букет роз.

Работать будем в несколько проходов. Времени эта композиция займет больше, чем раньше, но результат будет стоить затраченных усилий.

Сначала на листе акварельной бумаги надо сделать набросок ваз и стоящих в них роз. Рисовать лучше не мягким карандашом, чтобы при наложении акварельных мазков не развести грязь. Ну и не сильно нажимайте на карандаш. Вдруг придется стереть не понравившуюся линию. Сильный нажим придется дольше стирать, а значит и больше риск повредить верхний слой акварельной бумаги.
При дальнейшем наложении красок потертость станет заметной. Подробнее, как нарисовать карандашом розу, можно посмотреть здесь.
http://www.mtdesign.ru/archives/971


При первом проходе надо постараться просто разложить цвета на рисунке. Делайте это достаточно прозрачными мазками. Не берите краску густо.
Техника рисования, когда вы на просохшую или почти высохшую краску накладываете другие слои, чтобы изменить колор рисунка, называется лессировкой.

Попробуем и мы, постепенно усиливая цвет, добиться хорошего результата. Рисовать надо от светлого к темному, оставляя нетронутыми светлые области и затемняя нужные нам места.


Прорисовывать фон мы уже пробовали. Теперь попробуем, постепенно затемняя вазы, добиться объема и прозрачности стекла.


Цветы и листья можно попробовать прорисовать в один проход, как рассказывалось в статье “Рисуем цветы акварелью”, а когда немного подсохнет, подчеркнуть в нужных местах тени.

Все блики на картине – оставленный белый лист бумаги. Хотя современные художники отходят от традиций и используют в своих работах белую акварель или гуашь для создания акцентов.

Мы уже пробовали рисовать цветы. Об этом рассказывалось в статье “ ”.
Если все получилось, то можно попробовать немного усложнить задачу и нарисовать букет роз.

Работать будем в несколько проходов. Времени эта композиция займет больше, чем раньше, но результат будет стоить затраченных усилий.

Сначала на листе акварельной бумаги надо сделать набросок ваз и стоящих в них роз. Рисовать лучше не мягким карандашом, чтобы при наложении акварельных мазков не развести грязь. Ну и не сильно нажимайте на карандаш. Вдруг придется стереть не понравившуюся линию. Сильный нажим придется дольше стирать, а значит и больше риск повредить верхний слой акварельной бумаги.
При дальнейшем наложении красок потертость станет заметной. Подробнее, как нарисовать карандашом розу, можно .
При первом проходе надо постараться просто разложить цвета на рисунке. Делайте это достаточно прозрачными мазками. Не берите краску густо.
Техника рисования, когда вы на просохшую или почти высохшую краску накладываете другие слои, чтобы изменить колор рисунка, называется лессировкой .

Попробуем и мы, постепенно усиливая цвет, добиться хорошего результата. Рисовать надо от светлого к темному, оставляя нетронутыми светлые области и затемняя нужные нам места.
Прорисовывать фон мы уже пробовали. Теперь попробуем, постепенно затемняя вазы, добиться объема и прозрачности стекла.
Цветы и листья можно попробовать прорисовать в один проход, как рассказывалось в статье “Рисуем цветы акварелью”, а когда немного подсохнет, подчеркнуть в нужных местах тени.

Все блики на картине – оставленный белый лист бумаги. Хотя современные художники отходят от традиций и используют в своих работах белую акварель или гуашь для создания акцентов.