Страны европы в конце 20 века. Страны Центральной и Восточной Европы во второй половине XX – начале XXI века

Рассматриваемый период был для стран Западной Европы и США мирным и стабильным по сравнению с первой половиной века, на которую пришлось несколько европейских войн и две мировые войны, две серии революционных событий.

Доминантой развития во второй половине 20 века принято считать значительное продвижение по пути научно- технического прогресса, переход от индустриального к постиндустриальному обществу . Однако и в эти десятилетия страны западного мира столкнулись с целым рядом сложных проблем, такие как технологическая и информационная революции, распад колониальных империй, глобальные экономические кризисы 1974-2975 г.г., 1980-1982 г.г., социальные выступления в 60-70-е г.г. др. Все они требовали той или иной перестройки экономических и социальных отношений, выбора путей дальнейшего развития, компромиссов или ужесточения политических курсов. В связи с этим у власти сменялись разные политические силы, главным образом консерваторы и либералы, которые пытались укрепить свои позиции в менявшемся мире. Первые послевоенные годы в странах Европы стали временем острой борьбы вокруг вопросов общественного устройства, политических устоев государств. В ряде стран, например во Франции, нужно было преодолеть последствия оккупации и деятельности коллаборационистских правительств. А для Германии, Италии речь шла о полном устранении остатков нацизма и фашизма, создании новых демократических государств. Значительные политические баталии развернулись вокруг выборов в учредительные собрания, разработки и принятия новых конституций. В Италии, например, события, связанные с выбором монархической или республиканской формы государства, вошли в историю как «битва за республику», страна была провозглашена республикой в результате референдума 18 июня 1946 года.

В консервативном лагере с середины 40-х годов наиболее влиятельными стали партии, сочетавшие представительство интересов крупных промышленников и финансистов с выдвижением христианских ценностей в качестве непреходящих и объединяющие разные социальные слои идейных основ. К ним относились: Христианско- демократическая партия(ХДП) в Италии, Народное Республиканское движение во Франции, Христианско- Демократический Союз в Германии. Названные партии стремились получить широкую поддержку в обществе, подчеркивали приверженность принципам демократии.

После окончания войны в большинстве западно- европейских стран утвердилиськоалиционные правительства , в которых решающую роль играли представители левых сил- социалистов и в ряде случаев коммунистов. Основными мероприятиями этих правительств были восстановление демократических свобод, чистка государственного аппарата от членов фашистского движения, лиц, сотрудничавших с оккупантами. Наиболее значительным шагом в экономической сфере стала национализация ряда отраслей хозяйства и предприятий. Во Франции были национализированы 5 крупнейших банков, угольная промышленность, автомобильный завод Рено(владелец которого сотрудничал с оккупационным режимом).


Особый период в истории западно- европейских стран составили 50-е годы. Это было время быстрого экономического развития(прирост продукции промышленного производства достиг 5-6% в год). Послевоенная промышленность создавалась с применением новых машин и технологий. Началась научно- техническая революция, одним из основных направлений которых стала автоматизация производства. Повышалась квалификация рабочих, управлявших автоматическими линиями и системами, возросла и их зарплата.

В Великобритании уровень заработной платы в 50-е годы повышался в среднем на 5% в год при росте цен на 3% в год. В ФРГ на протяжении 50-х годов реальная заработная плата выросла в 2 раза. Правда, в некоторых странах, например в Италии, в Австрии, показатели были не столь значительными. К тому же правительства периодически замораживали зарплату(запрещали ее повышение). Это вызывало протесты и забастовки рабочих. Особенно заметным был экономический подъем в Федеративной Республике Германии и Италии. В послевоенные годы хозяйство здесь налаживалось труднее и медленнее, чем в других странах. На этом фоне ситуация 50-х г. расценивалось как «экономическое чудо». Оно стало возможным благодаря перестройки промышленности на новой технологической основе, созданию новых отраслей(нефтехимии, электроники, производства синтетических волокон и др.), индустриализации аграрных районов. Существенным подспорьем служила американская помощь по плану Маршалла. Благоприятное условие для подъема производства заключалось в том, что в послевоенные годы возник большой спрос на различные промышленные товары. С другой стороны, существовал значительный резерв дешевой рабочей силы(за счет переселенцев, выходцев из села). Экономический подъем сопровождался социальной стабильностью. В условиях сократившейся безработицы, относительной устойчивости цен, роста заработной платы выступления трудящихся свелись к минимуму. Их рост начался с конца 50-х г.г. , когда проявились некоторые отрицательные последствия автоматизации- сокращение рабочих мест и др. После десятилетия стабильности в жизни западно- европейских государств настала полоса потрясений и перемен, связанные как с проблемами внутреннего развития, так и с крушением колониальных империй.

Так, во Франции к концу 50-х г.г сложилась кризисная ситуация, вызванная частой сменой правительств социалистов и радикалов, распадом колониальной империи(потеря Индокитая, Туниса, Марокко, война в Алжире), ухудшением положения трудящихся. В такой обстановке все большую поддержку получала идея «сильной власти», активным сторонником которой выступал Шарль де Голль. В мае 1958 года командование французских войск в Алжире отказалось подчиняться правительству, пока в него не вернется Шарль де Голль. Генерал заявил, что «готов взять на себя власть в республике», при условии отмены Конституции 1946 года и предоставления ему чрезвычайных полномочий. Осенью 1958 года была принята Конституция Пятой республики, предоставлявшая главе государства самые широкие права, а в декабре де Голля избрали президентом Франции. Установив режим личной власти, он стремился противостоять попыткам ослабления государства изнутри и извне. Но в вопросе о колониях, будучи политиком реалистичным, вскоре решил, что лучше провести деколонизацию «сверху», сохранив при этом влияние в бывших владениях, чем дождаться позорного изгнания, например из-за сражавшегося за независимость Алжира. Готовность де Голля признать право алжирцев решать свою судьбу вызвала в 1960г. антиправительственный мятеж военных. И все таки в 1962 году Алжир получил независимость.

В 60-е годы в европейских странах участились выступления разных слоев населения под разными лозунгами. Во Франции в 1961-1962 г.г. организовывались демонстрации и забастовки с требованиями покончить с мятежом ультраколониалистских сил, выступавших против предоставления Алжиру независимости. В Италии прошли массовые выступления против активизации неофашистов. Рабочие выдвигали как экономические, так и политические требования. В борьбу за повышение заработной платы включались «белые воротнички»- высококвалифицированные работники, служащие.

Кризис 1974-1975 г.г. серьезно осложнил экономическую и социальную ситуацию в большинстве западно- европейских стран. Необходимы были перемены, структурная перестройка экономики. Ресурсов для нее при существовавшей социальной политике не находилось, государственное регулирование экономики не срабатывало. Ответ на вызов времени пытались дать консерваторы. Их ориентация на свободную рыночную экономику, частное предпринимательство и инициативу хорошо увязывались с объективной потребностью в широких инвестициях в производство.

В конце 70-начале 80 г.г. консерваторы пришли к власти во многих странах Запада. В 1979 году на парламентских выборах в Великобритании победила Консервативная партия, правительство возглавила М. Тэтчер(партия оставалась правящей до 1997 года). В 1980 году президентом США был избран республиканец Р.Рейган. Пришедших в этот период к власти деятелей не зря назвали новыми консерваторами. Они показали, что умеют смотреть вперед, способны на перемены. Их отличали политическая гибкость и напористость, обращение к широким слоям населения, пренебрежение к лентяям, самостоятельность, опору на собственные силы и стремление к индивидуальному успеху.

В конце 90-х г.г. во многих европейских странах консерваторов сменили либералы. В 1997 году в Великобритании пришло к власти лейбористское правительство во главе с Э.Блэром. В 1998 году канцлером Германии сталлидерсоциал- демократической партии Шредер. В 2005 году его сменила на посту канцлера А. Меркель, возглавившая правительство большой коалиции.

В странах народной демократии(Восточная Европа) особенно ярко проявился разрыв между конституциями и реальностью в сфере прав и свобод граждан. Нарушение их со стороны партийных коммунистических и государственных органов имели постоянный и массовый характер. Это вызывало недовольство и протест.

Так в результате народного выступления был свергнут в Румынии ненавистный коммунистический режим Н. Чаушеску в декабре 1989 года. Борьба албанцев за ликвидацию коммунистического режима в своей стране закончилась в 1992 году. Не обошли стороной перемены и Болгарию, где к власти тоже пришли демократические силы. Процесс демократизации общественной и государственной жизни распространился и на Социалистическую Федеративную Республику Югославии.

В начале 90-х г.г. были приняты новые конституции. Они меняли не только названия государств, но и сущность общественного и политического строя, воспринимали общечеловеческие и демократические ценности.

Согласно новой конституции 1991 года Болгарская народная республика стала республикой Болгария. Новая Конституция Румынии была утверждена в ноябре 1991 года. Вместо Румынской народной Республики появилась Республика Румыния. Перестала существовать Чехословакия, и на ее базе возникли два самостоятельных государства Чешская и Словацкая республики. Вскоре были приняты их конституции. В 1990 году в конституцию Венгерской народной республики были внесены радикальные изменения, изменившие характер и названия государства. А конституция Польской народной республики была дополнена двумя новыми конституционными законами. Это закон о взаимоотношениях между законодательной и исполнительной властями Республики Польша и закон о территориальном самоуправлении.

Конституции закрепили республиканский, демократический государственный строй, формируемый на основе всеобщего избирательного права. Они гарантировали в политической жизни плюрализм, реальную многопартийность, многообразие общественных движений. Определялись и новые отношения между партиями и государственными структурами, которые были направлены на то, чтобы не допустить узурпации государственной власти. Конституции и закрепили изменеия функций главы государства, в роли которого перестал выступать коллективный орган. Повсеместно был восстановлен президента государства. Предусматривалось нередко его избрание всенародным голосованием, а сам он наделялся значительными властными полномочиями, правом отлагательного вето, и правом роспуска парламента.

Первоначально в Польше президент имел немалые полномочия в сфере законодательной и исполнительной власти, что давало основание рассматривать ее как парламентско- президентскую республику. 2 мая 1997 года в Польше была принята новая конституция, которая несколько сократила полномочия президента, и часть их передала сейму и правительству. Ему больше не принадлежит ведущая роль в определении правительственной программы, а при назначении и смещении министров он должен учитывать предложения премьера- министра.


Конституции восточно- европейских стран предусматривают ответственность главы государства, возможность его импичмента за нарушение конституции или за уголовное преступление.

Так обвиненный в пособничестве мошенническим действиям коммерческих структур в 1997 году не дожидаясь импичмента был вынужден покинуть свой пост президент Албании

Важнейшим объектом конституционного регулирования в восточноевропейских странах является уравнивание в правах национальных меньшинств.

К примеру, в Болгарской конституции имеется положение, запрещающее насильственную ассимиляцию турок и других проживающих в ней не славян. Однако при этом есть в конституции и норма, которая запрещает «создание автономных территориальных образований». В конституциях восточно- европейских государств предоставление гражданам перечня прав и свобод находится в соответствии с нормами международного гуманитарного права. При этом немало внимания уделяется предоставлению гражданам экономических, социальных и культурных прав, права на здоровую окружающую среду.

Объектом конституционного регулирования является и установление обязанностей, которые в отличие от прежних конституций сведены к минимуму. Право собственности гарантируется, но с определенными ограничениями.

«Собственность»- говорится в ст. 20 Словацкой конституции,- обязывает. Ею нельзя воспользоваться для ущемления прав других лиц, либо в противоречии с общими интересами, охраняемыми законом». Конституции нередко признают объектом государственной собственности, которая не подлежит приватизации и относится к национальным богатствам.

В восточноевропейских странах одной из форм преследования инакомыслящих при тоталитарных режимах было произвольное лишение их гражданства и высылка их из страны, поэтому, в новых конституциях, например, в конституции Болгарии, предусмотрена гарантия того, что «никто не может быть лишен гражданства и выслан из страны(ст.61).

2. Обновление западноевропейской цивилизации во второй половине XX века.

1. Глобальный кризис Запада в первой половине XX века.

Весь межвоенный промежуток времени в Западной Европе в первой половине XX столетия был отмечен системным кризисом капиталистического хозяйства. Он не был чем-то необычным, случаясь в среднем каждые 10 лет. Но кризис, начавшийся в 1929 году, оказался во многих отношениях уникальным и, прежде всего, по своей глубине. Промышленное производство не просто сократилось, оно было отброшено к уровню начала века. Столь значительное сокращение производства вызвало резкий рост безработицы: число безработных только в странах Запада приблизилось к 30 миллионам, что составило от 1/5 до 1/3 рабочей силы. Вторая особенность кризиса - его масштаб. Он стал глобальным. Третья особенность кризиса - его продолжительность. Он начался в 1929 году, и спад продолжался до 1932 года. Но и после того, как спад прекратился и в 1933 году появились признаки оживления, экономика так и не восстановилась в полной мере вплоть до начала Второй мировой войны. Ни один кризис не порождал столь масштабных экономических последствий. Неслучайно 30-е годы вошли в историю как Великая депрессия.
В значительной мере этот кризис был следствием удара, нанесенного мировому хозяйству войной и действиями держав-победительниц после нее. Традиционные хозяйственные связи были нарушены, мировая экономика была перегружена долговыми обязательствами. Война породила беспрецедентный рост американской экономики и превратила США в мирового кредитора. Вся мировая экономика стала зависеть от благополучия американской экономики, но именно оно оказалось весьма хрупким. В 20-е годы американская промышленность, растущая как на дрожжах, перешла на технологии массового производства, основанные на использовании поточных методов, конвейера. Но потребление отнюдь не стало массовым. Распределение национального дохода было крайне неравномерным. Зарплата едва выросла, а прибыли корпораций утроились. Богачи стали богаче, покупали роскошные особняки, лимузины и яхты, но они не могли заменить массового потребителя. Крайне неустойчивой оказалась и финансовая система США. На Нью-Йоркской фондовой бирже - крупнейшей в мире - воцарилась в 20-е годы невиданная горячка: повышение курса акций в течение нескольких лет привлекло на рынок ценных бумаг громадные капиталы. Все стремились купить акции лишь для того, чтобы затем их продать. Когда этот спекулятивный бум достиг своего предела, началось обвальное падение курсов. В "черный вторник" 29 октября 1929 года падение курсов акций обернулось потерей 10 млрд. долларов. С этого момента затрещала вся финансовая система США, а с ней и финансы остального мира. Американские банки прекратили предоставлять кредиты европейцам, Германия перестала платить репарации, Англия и Франция долги. Банки становились неплатежеспособными, прекращали выдавать кредиты. Денег в обращении становилось вес меньше, а экономическая активность - все ниже.
Правительства западных стран оказались совершенно не подготовленными к такому развитию событий. Господствовало представление о том, что вмешательство государства в естественный ход событий не нужно и даже пагубно для экономики. Кризис ударил и по государственным финансам, - налоговые поступления в бюджет стали сокращаться и в нем появились дефициты. Все правительства начали дружно сокращать расходы, увольняя служащих, экономя на социальных затратах. Все эти действия усугубляли кризис.
Он был мировым, и было бы естественно, если правительства попытались скоординировать свои действия. Однако произошло как раз наоборот - каждое стремилось отгородиться от этого бедствия на свой страх и риск, повышая таможенные барьеры. Мировая торговля в итоге упала втрое, углубив перепроизводство в каждой из стран.
Кризис такой глубины и длительности не мог не вызвать тяжелейших социальных последствий. Безработица стала массовой и длительной. Пособия по безработице выплачивались лишь в немногих странах. Основная масса потерявших работу, исчерпав сбережения, вскоре оказалась без средств к существованию. Благотворительные организации, созданные для оказания помощи обездоленным, были не в состоянии обеспечить всех нуждающихся. В самой богатой стране мира - США - безработные могли рассчитывать, самое большое, на тарелку супа.
Кризис еще более усугубил положение фермеров и крестьян. Упал спрос на продовольствие, упали цены на него и доходы фермеров. Многие хозяйства становились убыточными и разорялись. Подобная же роль постигла мелких торговцев и ремесленников, особенно многочисленных в Европе. Под угрозой оказалось существование и среднего класса - служащих» врачей, юристов, преподавателей. Они могли лишиться того, что совсем недавно было предметом их гордости: собственного дома или квартиры и автомобиля. Итогом кризиса стала массовая бедность. Миллионы людей кочевали с места на место, перебивались случайными заработками, жили в сколоченных из жести и картона клетушках, озабоченные только хлебом насущным. Рушились сложившиеся социальные связи, рушились семьи, рушились традиционные жизненные ценности-Изменения настроений. На смену возникшим в 20-е годы надеждам на лучшее будущее пришли пессимизм и отчаяние. Отупляющая апатия сменялась вспышками слепой ярости. Возникло глубокое разочарование в существующем порядке. Вновь, как и после Первой мировой войны, стало расти влияние тех партий и движений, которые требовали его коренной ломки. Заметно усилились коммунистические партии, выступившие в годы кризиса за немедленную социалистическую революцию. Фашисты, в качестве единственного средства национального возрождения, рассматривали замену демократии диктатурой. В годы кризиса они стали немалой силой.
Фашизм - европейское по преимуществу политическое движение XX века и особая специфическая форма государственного правления. Он принес неисчислимые бедствия народам мира. Само это слово итальянского происхождения. Немецкие фашисты называли себя нацистами. Фашизм имеет ряд характерных черт. Ему свойственны национализм, неприятие демократии, стремление создать тоталитарное государство и преклонение перед насилием. Германский фашизм отличался крайним национализмом и расизмом. Стремление завоевать для немцев мировое господство сделало его наиболее агрессивным. Фашистское движение в Германии возникло после Первой мировой войны. Почти сразу его возглавил Адольф Гитлер. Быстрый рост влияния фашизма приходится на годы экономического кризиса.
Неспособность Веймарской республики смягчить положение народа в это время вызвало ее кризис и массовое разочарование в демократии вообще. Фашистская партия стала получать много голосов на выборах. В 1933 году Гитлер получил право сформировать правительство Германии. Придя к власти, фашисты уничтожили демократию. Вся власть оказалась в руках Гитлера, политические партии, кроме фашистской, были ликвидированы, усилилась роль карательных органов. Была преобразована и экономика. Государство стало регулировать ее для того, чтобы ускорить выход из кризиса и создать мощную военную промышленность. Оно установило контроль над ценами, заработной платой, подчинило всех предпринимателей государственным органам. Антисемитизм стал открытой политикой государства. Евреев лишили германского гражданства, стали переселять в специально отведенные кварталы городов. Они были обязаны носить на одежде желтую звезду и не появляться в общественных местах. Фашисты стремились установить контроль и над умами людей. Печать, радио, искусство и литература были прямо подчинены министерству пропаганды и обязаны были прославлять Гитлера, превосходство немцев как высшей расы и новые порядки. Все население было обязано состоять в различных нацистских организациях и участвовать во всех массовых кампаниях. Приход к власти фашистов в Германии изменил и ситуацию в Европе. Стремление Германии к мировому господству поставило под угрозу мир. К 1939 году Германия уже подготовилась к началу войны.
Внутренняя политическая стабильность стран Запада во второй четверти XX века ушла в прошлое. В одних началась частая смена правительств, в Испании даже произошла революция, была свергнута монархия. Политические партии, укрепляя власть, пытались создать более широкие коалиции. В других случаях правительства начинали управлять через голову парламентов, издавая чрезвычайные декреты. Но все эти политические маневры не снимали с повестки дня вопрос: как выйти из кризиса, разрядить социальную напряженность.
Центральным вопросом стран Запада в 30-е годы оказался поиск путей выхода из кризиса. Определились несколько основных направлений их развития. В одних странах (как было показано выше на примере Германии) утвердился фашизм. В других пошли по пути продолжения реформ. Во второй половине 30-х годов в Европе появились Народные фронты. Они объединяли левые силы в их борьбе с фашизмом. Его основу составляли коммунисты и социал-демократы. Они поняли, что фашизм стал главной их опасностью, и решили отказаться от взаимной борьбы. Во Франции Народный фронт образовался в 1935 году. В следующем году Народный фронт победил на парламентских выборах. Правительство Народного фронта во главе с социалистом Леоном Блюмом запретило полувоенные организации фашистов. Была повышена зарплата рабочих, введен оплачиваемый отпуск, увеличены пенсии и пособия. После выполнения программы Народного фронта, между его участниками возникли разногласия. Это привело к падению правительства Народного фронта. Многие его реформы были ликвидированы. В Испании после революции 1931 года, уничтожившей монархию, шла острая борьба. Возник фашизм. Левые партии создали Народный фронт. Он победил на выборах в кортесы (парламент) и сформировал правительство. Правые силы в ответ попытались произвести военный переворот и сместить законную власть. Главой военного правительства стал генерал Франсиско Франко. В Испании началась гражданская война. Франко получил помощь от Италии и Германии. Республиканское правительство - только от СССР. Остальные страны проводили политику невмешательства в дела Испании. Режим в республике постепенно менялся. Демократия свертывалась под предлогом борьбы с фашизмом. В 1939 году Франко победил. В Испании на долгие годы установилась фашистская диктатура.
Тем не менее, при всем различии вариантов развития стран Запада они имели нечто общее - везде выросла роль государства.
Кризис сказался и на международных отношениях. Страны Запада предпочли перекладывать тяготы кризиса друг на друга, вместо того чтобы искать совместные пути выхода из него. Это обострило отношения между великими державами и парализовало их способность поддерживать ими же установленный мировой порядок. Раньше всех этим воспользовалась Япония, открыто нарушив договоренности, достигнутые на Вашингтонской конференции относительно Китая. В 1931 году она оккупировала Манчжурию (Северо-восточный Китай) и превратила ее в базу для подготовки дальнейшей агрессии против Китая и СССР. Робкие попытки Лиги Наций призвать Японию к порядку привели к демонстративному выходу ее из этой международной организации. Ее действия в итоге оказались безнаказанными. В Германии в 1933 году к власти пришли фашисты с их программой ревизии Версальского договора и пересмотра границ. Итальянские фашисты выдвинули план экспансии в Африке и Средиземноморье. Все это обусловило очевидную угрозу Версальско-Вашингтонской системе.

2. Обновление западноевропейской цивилизации во второй
половине XX века.

Обновление западноевропейской цивилизации во второй половине XX века проходило под знаком идеи "Государства благоденствия" (это демократическое государство, которое гарантирует своим гражданам определенный уровень социального обеспечения и благосостояния при сохранении рыночной экономики). Идея такого государства долго пробивала себе дорогу. В XIX веке господствовало представление, что каждый должен сам о себе заботиться, и, если в крайнем случае кому-то понадобится помощь, то ее должно предоставлять не государство, а благотворительные организации. Но постепенно стало распространяться мнение, что социальная защищенность граждан - это их право, а раз так государство должно гарантировать реализацию этого права. Воплощение этой идеи шло медленно, спорадически. Наиболее глубокий сдвиг в этом направлении произошел в 30-е годы. Реформы "нового курса", преобразования, проведенные правительством Народного фронта во Франции - тому доказательство.
Окончательное становление "государства благоденствия" приходится на 40 - 50-е годы. Важную роль в этом играла новая демократическая волна после Второй мировой войны. Социальные реформы были одним из главных требований демократических сил, как и после Первой мировой войны. Способствовала становлению "государства благоденствия" и "холодная война". Согласно политике "сдерживания" Запад должен был стремиться к созданию справедливого и благополучного общества, чтобы обезопасить себя от проникновения подрывных коммунистических идей. Условием становления "государства благоденствия" была благоприятная экономическая обстановка в странах Запада после Второй мировой войны. Ведь социальные программы требуют больших расходов. Бурный экономический рост позволил осуществлять их.
К числу ярких особенностей послевоенного развития экономики стран Запада относится ее бурный рост в 50-60-е годы. Среднегодовые темпы роста экономики в Германии и Италии выросли в 4 раза, в Великобритании - почти вдвое. При этом точкой отсчета взят 1950 год, когда уже был превзойден довоенный уровень. Причин столь динамичного развития стран Запада было несколько. Несомненным толчком к нему стал план Маршалла. До 1951 года США предоставили странам Западной Европы 13 миллиардов долларов, которые пошли в основном на закупку промышленного оборудования. Важным условием экономического роста было расширение рынка. Внутренний рынок испытывал воздействие становящегося "государства благоденствия". Доходы населения росли, росли соответственно и потребительские расходы. По мере роста доходов стала меняться структура потребления. Все меньшую долю в нем занимали расходы на питание, все большую - на товары длительного пользования: дома, автомобили, телевизоры, стиральные машины, непосредственно стимулируя производство. Особенностью послевоенного развития западной экономики был бурный рост международной торговли. Если после первой мировой войны страны стремились отгородиться от мировой экономики высокими таможенными пошлинами, то после второй был взят курс на либерализацию мировой торговли, а в Западной Европе началась экономическая интеграция. В итоге экспорт рос невиданными темпами: ежегодный его рост составил в 1948 - 1960 годах например в ФРГ 16,2%. Так внешняя торговля стала стимулом развития экономики. Годы экономического роста совпали с эрой дешевой нефти. После войны началась интенсивная эксплуатация самых крупных в мире запасов нефти Персидского залива. Низкая ее себестоимость, высокое качество и колоссальные масштабы добычи создали уникальную ситуацию в области энергоснабжения. Нефть стала вытеснять уголь, издержки производства сокращались, еще более стимулируя производство. Необходимым условием всякого экономического роста являются инвестиции, капиталовложения. Их темпы в эти годы в некоторых странах достигли максимальных значений за всю историю статистики такого рода. Их уровень определялся самим характером промышленного развития 50-60-х годов. Шла качественная перестройка промышленности на основе внедрения многих научных и технических разработок времен войны; началось массовое изготовление телевизоров, транзисторных приемников, новых средств связи, пластических масс и искусственных волокон, появилась реактивная авиация и атомная энергетика. "Холодная война" стимулировала развитие военной промышленности. И, наконец, поддержание экономического роста было политикой правительства западных стран; они активно содействовали ему, поощряя инвестиции, стимулируя потребительский спрос.
Итогом этих реформ и стало появление "государства благоденствия". Его становление пришлось на 40-50-е годы, расцвет - на 60-е - начало 70-х годов. К 1975 году во всех странах Запада были созданы системы социального обеспечения, которые предоставили гражданам разнообразные услуги - социальное страхование и социальную помощь, гарантируя им государственную поддержку на протяжении всей жизни. Государство взяло на себя организацию помощи вдовам, сиротам, инвалидам, многодетным семьям, гражданам, живущим ниже установленной во многих странах черты бедности. От 52 до 67% всего трудоспособного населения стран Запада было охвачено страхованием на случай безработицы, от 48 до 94% - страхованием от несчастных случаев, от 72 до 100% - на случай болезни, от 80 до 100% - пенсионным обеспечением. Социальные расходы стали самой крупной статьей государственных расходов, составив 50-60% бюджета.
Регулирование трудовых отношений. Важной составной частью государства благоденствия стала система государственного регулирования трудовых отношений. Были установлены правовые рамки взаимодействия профсоюзов и предпринимателей, обеспечившие их партнерство. Трудовое законодательство предоставило наемным работникам ряд гарантий в области занятости, найма и увольнений. Противоречие между трудом и капиталом осталось, но приняло законные, регулируемые и потому менее разрушительные формы. Реальная заработная плата (зарплата с учетом роста цен) выросла в Европе за 50-е годы вдвое, в США она увеличилась на 20% только за годы президентства Эйзенхауэра (1953-1961).
Для того чтобы обеспечить выполнение социальных программ, "государство благоденствия" вмешивалось в экономическую жизнь. Поначалу главной задачей стран Запада в этой сфере было предотвращение экономических потрясений, равных кризису 1929-1933 годов. Все они проводили антикризисную политику, стараясь уменьшить масштабы спада производства. Эту задачу во многом удалось реализовать; кризисов стало меньше, падения производства были неглубокими, мировых по масштабу кризисов не было. Это дало возможность выдвинуть более далеко идущую задачу - добиться ускорения экономического роста.
Становление и развитие "государства благоденствия" было одним из проявлений тенденции, которая стала заметна с начала XX века - тенденции к расширению функций государства. Она проявлялась по-разному. В СССР и в фашистских государствах расширение функций государства сопровождалось ликвидацией демократии. Социальная защита населения в них рассматривалась не как неотъемлемое право граждан, а как проявление "заботы" государства. После краха фашизма расширение функций государства сопровождалось не свертыванием, а усилением демократии. Социальная защита, труд, благосостояние стали рассматриваться как неотчуждаемые права граждан подобно праву на свободу слова, собраний, печати и т.д.
Когда "государство благоденствия" вступило в полосу своего расцвета, многим стало казаться, что оно сможет решить все проблемы, что оно сделает западные общества зажиточными и справедливыми, избавит их от бедности и безработицы, пьянства и наркомании, даст каждому работу и уверенность в будущем. И хотя, несомненно "государство благоденствия" сделало эти проблемы менее острыми, оно не обладало никакими чудодейственными средствами. И как выяснилось вскоре, его возможности оказались весьма ограниченными.
В середине 70-х годов "государство благоденствия" пережило трудные времена. В это время изменилась экономическая обстановка на Западе. В 1974 - 1975 годах разразился первый по-настоящему мировой экономический кризис. Бурный экономический рост прекратился. Возникли перебои в обеспечении стран Запада сырьем и, прежде всего нефтью. В 1973 году арабские страны, чтобы заставить Запад отказаться от помощи Израилю, перестали продавать ему нефть, а потом начали увеличивать ее цену: к концу 70-х годов она выросла в 10 раз. Повышение цен на нефть вызвало вздорожание всех товаров и услуг. Рост цен - инфляция - стал главной экономической проблемой. Снижение темпов экономического развития совпало с появлением на рынке труда многочисленного поколения, родившегося после войны. Экономика Запада уже не могла поглотить всех ищущих работу. Безработица стала расти: к концу 70-х годов она достигла 16,8 миллиона человек. Прекратился рост реальной заработной платы, В итоге потребность в социальных услугах государства выросла, а его возможности сократились: система социальной защиты стала работать с перебоями.
"Государство благоденствия" превратилось в объект критики. Еще недавно в нем видели волшебный ключик к воротам в земной рай, а теперь оно стало в глазах населения источником всех бед. Утвердилось мнение, что инфляция была итогом чрезмерных государственных расходов на социальные нужды. Именно они обесценили деньги.
Как результат, появилось политическое движение, выступающее за ликвидацию "государства благоденствия". Это движение получило название "консервативная волна". Его представители, так называемые неоконсерваторы, в 80-е годы пришли к власти в большинстве стран Запада и действительно приняли меры к ослаблению государственного регулирования экономики, созданию более благоприятных условий для развития частного предпринимательства. Они, как правило, проводили жесткую кредитно-финансовую политику с целью обуздания инфляции, сокращали государственные расходы. В странах, где существовал значительный государственный сектор в экономике, была проведена его приватизация.
Однако нет никаких оснований рассматривать все эти явления как доказательства краха "государства благоденствия". Системы социальной защиты благополучно пережили "консервативную волну", но были приведены в соответствие с экономическими реальностями. Стало ясно, что многие цели, достижение которых считалось возможным, недостижимы: например, полная занятость. Очевидным стало, что нужно стремиться избегать чрезмерного государственного вмешательства: конкуренция и рынок должны иметь необходимую свободу.
К середине 80-х годов за счет экономии бюджетных расходов, жесткий кредитно-финансовой политики инфляцию удалось остановить. Стабилизировать цены на нефть и другие энергоносители. Это создало предпосылки для роста капиталовложений. Тем более что к тому времени назрела необходимость обновления основного капитала в связи с начавшейся технологической революцией. Ее главной движущей силой и символом стал компьютер. Электронно-вычислительные машины были созданы в годы войны. Первое поколение этих машин, основанных на использовании электронных ламп, напоминало гигантских монстров. Созданная в 1951 году американской фирмой Ай-Би-Эм (Интернэшнл бизнес корпорейшен) модель ЮНИВАК-1 весила 30 тонн, в ней было использовано 18 тысяч ламп, соединенных 200 милями проводов. Наконец, в 1972 году был изобретен микропроцессор, сделавший вычислительную технику миниатюрой. В 1973 году американец Стивен Джобс создал первый персональный компьютер, а в 1977 году началось их серийное производство. Компьютеризация открыла дорогу применению новых технологий в производстве: роботов, гибких производственных систем, систем автоматического проектирования - Одновременно началось и широкое внедрение новых материалов, таких как кремний, галлий, индий и их производных. Появилось новые виды промышленной керамики, композитные материалы. Впервые широко стали внедряться в производство биотехнологии, началось использование методов генной инженерии. Все это вместе взятое привело к устойчивому подъему экономика с 1982 года и до начала 90-х годов. Темпы его оказались, правда, невысокими. Он не коснулся металлургии, угольной промышленности, судостроения. В итоге подъем не привел, как ранее, к полной занятости, армия безработных не уменьшилась. Однако за этими не очень впечатляющими количественными показателями - начавшийся глубокий качественный сдвиг. Технологическая революция обеспечила быстрый рост производительности труда, она сделала экономику стран Запада менее энергоемкой, снизилось удельное потребление сырья, производство стало более экологически чистым.
Технологическая революция создала новые средства связи. Появились факсимильная связь, электронная почта, портативные радиотелефоны и спутниковая телефонная связь. Они в свою очередь способствовали быстрому росту мировой торговли. Ведущую роль в экономике Запада стали играть транснациональные корпорации, которые производили и продавали свою продукцию сразу во многих странах. Взаимосвязь и взаимозависимость национальных экономик стала еще больше.

Список использованной литературы.

1. Бабин Ю. Послевоенная Европа // Север. –1994, № 12.
2. Всемирная история: В 24 т. / Под ред. Бадак А.В., Л. А. Войнич Т. 21. - Минск.: Литература, 1998.
3. Загорский А. Европа после «холодной войны» // Курьер ЮНЕСКО. – 1993, декабрь.
4. Зарицкий Б. Секреты «Германского чуда» //Новое время. –1995, № 14.
5. Костюк В.Н. История экономических учений. М.: Центр, 1997.
6. Наринский М. М. СССР и «План Маршалла» // Осмысление истории. – М., 1996.
7. Федяшин А. От валютного союза – к супердержаве «Европа» // Эхо планеты. – 1997, № 12.
8. Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций. – М.: Дрофа, 1996.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Летом 1980 г. в Польше начались выступления рабочих, поводом для которых послужило очередное повышение цен. Постепенно они охватили города северного побережья страны. В Гданьске на базе межзаводского забастовочного комитета сложилось профсоюзное объединение «Солидарность».

Под знаменем «Солидарности»

Его участники предъявили властям «21 требование». В этом документе содержались как экономические, так и политические требования, в том числе: признать свободные, независимые от государства профсоюзы и право рабочих на забастовки, прекратить преследования за убеждения, расширить доступ общественных и религиозных организаций к средствам массовой информации и др. Руководителем Всепольской комиссии профобъединения «Солидарность» был избран рабочий-электрик Л. Валенса.

Расширявшееся влияние профобъединения, начавшееся перерастание его в политическое движение подтолкнули правительство к введению в декабре 1981 г. военного положения в стране. Деятельность «Солидарности» запретили, её лидеров интернировали (подвергли домашнему аресту). Но власть не могла устранить назревший кризис.

В июне 1989 г. в Польше состоялись парламентские выборы на многопартийной основе. На них победила «Солидарность». Новое коалиционное правительство возглавил представитель «Солидарности» Т. Мазовецкий. В декабре 1990 г. президентом страны был избран Л. Валенса.

Лех Валенса родился в 1943 г. в крестьянской семье. Окончил школу механизации сельского хозяйства, начал работать электромехаником. В 1967 г. поступил электриком на судоверфь им. Ленина в Гданьске. В 1970 и 1979-1980 гг. - член забастовочного комитета верфи. Один из организаторов и руководителей профсоюза «Солидарность». В декабре 1981 г. интернирован, в 1983 г. вернулся на верфь в качестве электрика. В 1990-1995 гг. - президент Республики Польша. Неординарная политическая судьба Л. Валенсы порождена и временем, и личными качествами этого человека. Публицисты отмечали, что он «типичный поляк», глубоко верующий католик, семьянин. Вместе с тем его неслучайно назвали «гибким человеком из железа». Он отличался не только ярко выраженными способностями политического борца и оратора, но и умением избирать собственный путь, совершать поступки, которых не ожидали от него ни противники, ни соратники.

1989-1990-е годы: большие перемены

Панорама событий

  • Август 1989 г. - сформировано первое правительство «Солидарности» в Польше.
  • Ноябрь - декабрь 1989 г. - массовые выступления населения и смещение коммунистического руководства в ГДР, Чехословакии, Румынии, Болгарии.
  • К июню 1990 г. в результате многопартийных выборов во всех странах Восточной Европы (кроме Албании) пришли к власти новые правительства и лидеры.
  • Март - апрель 1991 г. - первые парламентские выборы на многопартийной основе в Албании, с июня у власти коалиционное правительство.

В течение менее чем двух лет сменилась власть в восьми странах Восточной Европы. Почему так случилось? Этот вопрос можно задать относительно каждой страны в отдельности. Можно также спросить: почему это произошло во всех странах практически одновременно?

Рассмотрим конкретные ситуации.

Германская Демократическая Республика

Даты и события

1989 г.

  • Октябрь - массовые антиправительственные демонстрации в разных городах, их разгон, аресты участников, подъём общественного движения за обновление существовавшего строя.
  • 9 ноября - пала Берлинская стена.
  • К концу ноября в стране возникло свыше 100 политических партий и общественных движений.
  • 1 декабря - отменена 1-я статья Конституции ГДР (о руководящей роли Социалистической единой партии Германии).
  • Декабрь - массовый выход членов СЕПГ из партии, к январю 1990 г. из прежних 2,3 млн в партии осталось 1,1 млн человек.
  • 10-11 и 16-17 декабря - чрезвычайный съезд СЕПГ, преобразование её в Партию демократического социализма.


Падение берлинской стены

1990 г.

  • Март - выборы в парламент, победа консервативного блока «Альянс за Германию» во главе с Христианско-демократическим союзом.
  • Апрель - сформировано правительство «большой коалиции», половину постов в котором заняли представители ХДС.
  • 1 июля - договор между ГДР и ФРГ об экономическом, валютном и социальном союзе вступил в силу.
  • 3 октября - вступил в силу Договор об объединении Германии.

Чехословакия

События, названные впоследствии «бархатной революцией» , начались 17 ноября 1989 г.В этот день студенты организовали в Праге демонстрацию в связи с 50-летием антинацистского выступления чешских студентов в годы немецкой оккупации. Во время демонстрации зазвучали требования демократизации общества, отставки правительства. Силы правопорядка разогнали демонстрацию, задержали некоторых участников, несколько человек были ранены.


19 ноября состоялась демонстрация протеста в Праге с антиправительственными лозунгами, призывами к забастовке. В этот же день был учреждён Гражданский форум - общественное движение, выдвинувшее требования сместить ряд руководителей страны с их постов, а также восстановлена Социалистическая партия (распущенная в 1948 г.). Поддерживая общественный протест, пражские театры, в том числе Национальный театр, отменили представления.

20 ноября в Праге прошла 150-тысячная демонстрация под лозунгами «Конец правлению одной партии!», начались манифестации в разных городах Чехии и Словакии.

Правительству пришлось вступить в переговоры с представителями Гражданского форума. Парламент отменил статьи конституции о руководящей роли Коммунистической партии в обществе и определяющей роли марксизма-ленинизма в воспитании и образовании. 10 декабря было создано коалиционное правительство, в которое вошли коммунисты, представители Гражданского форума, Социалистической и Народной партий. Некоторое время спустя председателем Федерального собрания (парламента) стал А. Дубчек. Президентом страны был избран В. Гавел.


Вацлав Гавел родился в 1936 г. Получил экономическое образование. В 1960-е годы начал работать в театре, стал известен как драматург, писатель. Участник «пражской весны» 1968 г. После 1969 г. был лишён возможности заниматься своей профессией, работал разнорабочим. В период с 1970 по 1989 г. трижды находился в заключении по политическим мотивам. С ноября 1989 г. - один из лидеров Гражданского форума. В 1989-1992 гг. - президент Чехословацкой Республики. С 1993 г. - первый президент вновь образованной Чешской Республики (занимал этот пост в 1993-2003 гг.).

Румыния

В то время как в соседних странах уже произошли серьёзные перемены, в Румынии 20-24 ноября 1989 г. проводился XIV съезд коммунистической партии. Пятичасовой доклад Генерального секретаря партии Николае Чаушеску о достигнутых успехах шёл под нескончаемые овации. В зале звучали лозунги «Чаушеску и народ!», «Чаушеску - коммунизм!». С бурной радостью съезд встретил сообщение об избрании Чаушеску на занимаемый им пост на новый срок.

Из публикаций в румынских газетах того времени:

«Империалистическим силам, которые наращивают усилия по подрыву и дестабилизации социализма, говоря о его «кризисе», мы отвечаем делами: вся страна превратилась в огромную стройку и цветущий сад. И это потому, что румынский социализм - это социализм свободного труда, а не “рынка”, он не оставляет кардинальные проблемы развития на волю случая и не понимает совершенствование, обновление, перестройку как реставрацию капиталистических форм».

«Единодушная приверженность решению переизбрать товарища Н. Чаушеску на пост Генерального сокретаря РКП является политическим голосованием за продолжение проверенного, подтверждённого жизнью созидательного курса, а также признанием героического примера революционера и патриота, руководителя нашей партии и государства. Вместе со всем румынским народом писатели с чувством полной ответственности присоединяются к предложению переизбрать товарища Н. Чаушеску на пост главы нашей партии».

Спустя месяц, 21 декабря, на официальном митинге в центре Бухареста из толпы вместо здравиц раздались крики «Долой Чаушеску!». Действия армейских частей, направленных против демонстрантов, вскоре приостановились. Поняв, что ситуация вышла из-под контроля, Н. Чаушеску и его жена Е. Чаушеску (известный партийный деятель) бежали из Бухареста. На следующий день их арестовали и предали суду трибунала, проводившемуся в условиях строгой секретности. 26 декабря 1989 г. румынские средства массовой информации сообщили о суде, приговорившем чету Чаушеску к смерти (их расстреляли через 15 минут после объявления приговора).

Уже 23 декабря по румынскому телевидению было объявлено о создании Совета Фронта национального спасения, который взял на себя всю полноту власти. Председателем Совета ФНС стал Ион Илиеску, некогда деятель компартии, неоднократно смещавшийся в 1970-е годы с партийных постов за оппозиционные настроения. В мае 1990 г. И. Илиеску был избран президентом страны.

Общим результатом событий 1989-1990 гг. стало падение коммунистических режимов во всех странах Восточной Европы. Коммунистические партии распались, некоторые из них преобразовались в партии социал-демократического типа. К власти пришли новые политические силы и лидеры.

На новом этапе

«Новые люди» у власти являлись чаще всего политиками либерального толка (в Польше, Венгрии, Болгарии, Чехии). В некоторых случаях, например в Румынии, это были перешедшие на социал-демократические позиции бывшие деятели компартий. Основные мероприятия новых правительств в экономической сфере предусматривали переход к рыночному хозяйству. Началась приватизация (передача в частные руки) государственной собственности, отменялся контроль за ценами. Значительно сокращались социальные расходы, «замораживалась» зарплата. Ломка существовавшей ранее системы проводилась в ряде случаев самыми жёсткими методами в кратчайшие сроки, за что получила название «шоковая терапия» (такой вариант был осуществлён в Польше).

К середине 1990-х годов проявились экономические и социальные издержки реформ: спад производства и разорение сотен предприятий, массовая безработица, рост цен, расслоение общества на немногих богатых и тысячи людей, живущих за чертой бедности, и др. Правительства, ответственные за реформы и их последствия, стали терять поддержку населения. На выборах 1995-1996 гг. в Польше, Венгрии, Болгарии победили представители социалистов. Усилились позиции социал-демократов в Чехии. В Польше в результате изменения общественных настроений проиграл президентские выборы популярнейший в начале 1990-х годов политик Л. Валенса. В 1995 г. президентом страны стал социал-демократ А. Квасьневский.

Перемены в основах общественного строя не могли не сказаться на национальных отношениях. Прежде жёсткие централизованные системы связывали каждое государство в единое целое. С их падением открылась дорога не только для национального самоопределения, но и для действий националистических и сепаратистских сил. В 1991 -1992 гг. распалось югославское государство. В составе Союзной Республики Югославии остались две из шести прежних югославских республик - Сербия и Черногория. Независимыми государствами стали Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония. Однако государственное размежевание сопровождалось обострением этнонациональных противоречий в каждой из республик.

Боснийский кризис. Трудноразрешимая ситуация сложилась в Боснии и Герцеговине. Здесь исторически соседствовали сербы, хорваты и мусульмане (понятие «мусульмане» в Боснии рассматривается как определение национальности, хотя речь идёт о славянском населении, принявшем ислам после турецкого завоевания в XIV в.). Этнические различия дополнялись религиозными: помимо деления на христиан и мусульман сказывалось то, что сербы принадлежат к православной церкви, а хорваты - к католической. В едином сербо-хорватском языке существовали два алфавита - кириллица (у сербов) и латиница (у хорватов).

На протяжении XX в. сильная центральная власть в югославском королевстве, а затем в федеративном социалистическом государстве сдерживала национальные противоречия. В отделившейся от Югославии республике Босния и Герцеговина они проявились с особой остротой. Сербы, составлявшие половину населения Боснии, отказались признать выход из югославской федерации, а затем провозгласили Сербскую республику в Боснии. В 1992-1994 гг. разгорелся вооружённый конфликт между сербами, мусульманами и хорватами. Он привёл к многочисленным жертвам не только среди воевавших, но и среди мирного населения. В лагерях для пленных, в населённых пунктах происходили убийства людей. Тысячи жителей покинули свои сёла и города, стали беженцами. Для сдерживания междоусобной борьбы в Боснию были направлены миротворческие войска ООН. К середине 1990-х годов усилиями международной дипломатии военные действия в Боснии были остановлены.

В 2006 г. Черногория по итогам плебисцита отделилась от Сербии. Республика Югославия прекратила своё существование.

В Сербии после 1990 г. возник кризис, связанный с автономным краем Косово, 90 % населения которого составляли албанцы (мусульмане по религиозной принадлежности). Ограничение автономии края привело к самопровозглашению «Республики Косово». Вспыхнул вооружённый конфликт. В конце 1990-х годов при международном посредничестве начался переговорный процесс между руководством Сербии и лидерами косовских албанцев. Стремясь оказать давление на президента Сербии С. Милошевича, в конфликт вмешалась Организация Североатлантического договора - НАТО. В марте 1999 г. натовские войска начали бомбардировки территории Югославии. Кризис разросся до европейского масштаба.

Иной путь урегулирования национальных проблем избрали народы Чехословакии . В 1992 г. в результате референдума было принято решение о разделе страны. Процедуру раздела основательно обсудили и подготовили, за что публицисты назвали это событие «развод с человеческим лицом». 1 января 1993 г. на карте мира появились два новых государства - Чешская Республика и Словацкая Республика.


Перемены, произошедшие в восточноевропейских странах, имели значительные внешнеполитические последствия. В начале 1990-х годов перестали существовать Совет экономической взаимопомощи и Организация Варшавского договора. В 1991 г. из Венгрии, Восточной Германии, Польши, Чехословакии были выведены советские войска. Центром притяжения для стран региона стали экономические и военно-политические организации западноевропейских стран - прежде всего Европейский союз и НАТО. В 1999 г. в НАТО вступили Польша, Венгрия и Чехия, а в 2004 г. - ещё 7 государств (Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Латвия, Литва, Эстония). В том же 2004 г. членами ЕС стали Венгрия, Латвия, Литва, Эстония, Польша, Словакия, Словения и Чехия, а в 2007 г. - Румыния и Болгария.

В начале XXI в. в большинстве стран Центрально-Восточной Европы (так стали называть регион) у власти сменялись левые и правые правительства и государственные лидеры. Так, в Чехии левоцентристское правительство должно было сотрудничать с президентом В. Клаусом, занимающим правые позиции (избран в 2003 г.), в Польше левого политика А. Квасьневского сменил на посту президента страны представитель правых сил Л. Качиньский (2005-2010). Примечательно, что и «левые», и «правые» правительства так или иначе решали общие задачи ускорения экономического развития стран, приведения их политических и экономических систем в соответствие с европейскими стандартами, урегулирования социальных проблем.

Использованная литература:
Алексашкина Л. Н. / Всеобщая история. XX - начало XXI века.

Согласно решениям ялтинской и потсдамской конференций глав великих держав (1945 г.) о послевоенном устройстве Европы, страны Восточной и Юго-Восточной Европы были включены в сферу интересов СССР. В большинстве из них были популярны компартии, поскольку именно они были организаторами антифашистского сопротивления. До 1948 г. советское руководство избегало грубого вмешательства в дела стран «народной демократии». Однако с развертыванием холодной войны, особенно, после создания блока НАТО такое вмешательство стало явным. Это привело к конфликту с Югославией, руководство которой ориентировалось на строительство социализма, но проявляло большую самостоятельность. После смерти Сталина «идеологический шовинизм» советского руководства не исчез, а, скорее, усилился. Хотя произошло относительное примирение с Югославией, но советское руководство (Н.С.Хрущев, Л.И.Брежнев) постоянно конфликтовало с проводившими самостоятельный курс лидерами Албании, КНР, КНДР, Кубы, Румынии. Особенно острым, вплоть до вооруженных столкновений в 1969 г., был конфликт с Китаем.

В Европе к началу изучаемого нами периода имелся блок социалистических стран, организационные структуры которого составляли Организация Варшавского договора (ОВД) и Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Вес социалистической системы в мировом хозяйстве был достаточно весом: на СССР в 1980 г. приходилось 25% мирового промышленного производства, ЧССР, ГДР и Румыния входили в десятку ведущих промышленных держав мира.

Однако степень укорененности государственного социализма советского типа была не слишком высокой, она была тем меньше, чем более послушно лидеры стран следовали советским рецептам. Политические режимы европейских соцстран к 1980-м гг. напоминали советский либерально-бюрократический режим (1953-1991 гг.), с политической и идеологической монополией правящей партии, реализуемой сравнительно мягкими методами. На протяжении всего послевоенного периода Западный блок добивался отрыва соцстран от СССР, что было важнейшей задачей спецслужб.

В Польской народной республике (ПНР) на рубеже 1970-80х гг. реальный социализм советского образца вошел в состояние кризиса. Тогда возник независимый профсоюз «Солидарность», руководителем которого стал Л. Валенса, электрик местной судоверфи. ставший оппозиционной силой. Вскоре «Солидарность» превратилась в массовое организован­ное социально-политическое движение (до 10 млн. членов) и начала попытки перехвата власти у Польской объединенной рабочей партии (ПОРП). В декабре 1981 г. новый президент Польши генерал В. Ярузельский, популярный в стране, ввел во­енное положение и арестовал около 5 тыс. профсоюзных активистов, в стране было введено военное положение, «Солидарность» запрещена, но ее влияние сохранилось.

Во второй половине 1980-х гг. в контролируемой СССР части Европы заметили, что горбачевская перестройка имеет антисоциалистическую и прозападную направленность. Это вдохновило политическую оппозицию, существовавшую и иногда проявлявшую активность, на протяжении всего социалистического периода. Антисоциалистические и антисоветские движения в странах Восточной Европы на Западе традиционно именовали «демократическими».

Так, забастовочные выступления, организованные «Солидарностью» летом 1988 г., вынудили коммунистов пойти на переговоры с руководством «Солидарности». В связи с началом «перестройки» в СССР В. Ярузельский и его окружение были вынуждены согласиться на легализацию деятельности «Солидарно­сти», на конкурентные парламентские выборы, реформирование института президента страны и создание в сейме второй палаты - сената.

Июньские выборы 1989 г. закончились победой «Солидарности», а ее фракция в сейме сформировала правительство во главе с Т. Мазовецким. В 1990 г. лидер «Солидарности» Л. Валенса был избран президентом страны. Он поддержал план радикальных рыночных реформ Л. Бальцеровича, который на деле был разработан МВФ и Всемирным банком. При активном уча­стии нового президента Польша стала сближаться с НАТО и европейским сообществом. Экономические трудности, связанные с массовой приватизацией, а также выявление тайных связей в прежние времена со спецслужбами некоторых дея­телей из окружения Валенсы и его самого привели к тому, что во время президентских выборов 1995 г. победил А. Квасневский, в прошлом активный коммунист.

Уже в начале 1990-х гг. из страны были выведены российские войска. К этому времени уже прекратили существование Варшавский договор и Совет экономической взаимопомо­щи. В 1994 г. Польша объявила о своем стремлении войти в западные структуры, что ей и удалось: в 1999 г., несмотря на дипломатиче­ское осуждение со стороны России, она стала членом НАТО, а в 2004 г.- членом Европейского союза. В последние годы (период правления братье Качиньских) в российско-польских отношениях нарастали трудности, связанные с взаимными экономическими и политическими претензиями. Польша даже заблокировала подписание в 2006 г. нового соглашения о сотрудничестве ЕС и России. В настоящее время польское руководство согласно на размещение в стране американских объектов ПРО, что еще больше осложняет ситуацию.

Надо отметить, что Поль­ша - самое значительное по территории и населению (36 млн. человек) государство региона ЦВЕ и, в принципиальном плане, отношения с ней важны.

Осенью 1989 г. в Чехословакии (ЧССР) произошла т. н. «бархатная революция». Это государство возникло в 1919 г. В результате мюнхенского сговора (сентябрь 1938 г.) между западными дер­жавами и гитлеровской Германией, в марте 1939 г. Чехословакия пре­кратила свое существование. Чехия была присоединена к рейху со статусом протектората Богемии и Моравии. Ее мощный военно-промышленный комплекс до конца второй мировой войны работал на Германию. Сколь- нибудь заметного сопротивления и саботажа не было. СССР до 22 июня 1941 г. поддерживал формальные дипломатические отношения со Словакией, формально не­зависимой, но реально подконтрольной рейху.

Уже во время войны установились тесные отношения между чехо­словацким эмигрантским правительством и Москвой. В 1945 г. был подписан Договор о дружбе между Чехословакией и СССР. Тогда же Чехословакия отказалась от своих прав на Закарпатскую Украину, входившую в нее ранее. В первые послевоенные годы при наличии тесных отношений с Советским Союзом в Чехословакии сохраня­лись основные демократические институты. Тогдашняя популярность СССР способствовала тому, что влияние чехословацких коммунистов было очень велико. В феврале 1948 г. при поддержке СССР они оттеснили другие политические силы от власти и установили в стра­не режим, не отличавшийся от тех, кото­рые формировались в тот период во всем Восточно-Европейском ре­гионе.

Вплоть до конца 1960-х гг. в Чехословакии не было заметно каких-либо сильных антисоветских настроений. Ситуацию изменили события 1968 г., когда в ЧССР была сделана попытка либерализации существовавшего коммунистического режима, вызвавшая опасения и подозрения советского руководства. СССР и другие страны - уча­стники Варшавского договора ввели на территорию Чехословакии свои войска, что привело со временем к прекращению реформ и ра­дикальным переменам в руководстве страны и компартии. После этого на уровне массового сознания возникла реакция отчуждения от «старшего брата».

В Чехословакии после начала «перестройки» в СССР генеральный секретарь ЦК КПЧ Г. Гусак отказался изме­нить политический курс и вступить в диалог с оппозицией и в 1988 г. был вынуж­ден уйти в отставку с поста лидера. В ноябре 1989 г. в Чехословакии произошла «бархатная революция», во время ко­торой под давлением массовых мирных протестов коммунисты были вынуждены со­гласиться на формирование правительства с участием представителей демократиче­ской оппозиции. Спикером парламента стал А. Дубчек, а президентом В. Гавел, пи­сатель-демократ.

Прага взяла курс на установление тесных отно­шений с западными странами. В 1992 г. из страны были выведены­ российские войска, а в 1993 г. само это государство распалось (без серьезных конфликтов) на Чехию и Словакию. В. Гавел был избран президентом Чехии. Стремле­ние обоих государств к интеграции в западные структуры сохрани­лось, правда, Чехия как экономически более развитая шла к этому быстрее и уже в 1999 г. стала членом НАТО. Словакия всту­пила в эту организацию только в 2004 г. В том же году оба государства стали членами ЕС. Словакия в течение 1990-х гг. проявляла больше заинтересованности в сотрудничестве с Россией, особенно в сфере экономики, однако дальше деклараций и заявлений дело так и не по­шло.

В отличие от Чехословакии, Венгрия была союзником гитлеровской Германии и вместе с ней потерпела поражение. Территория страны была занята советскими войсками, и СССР активно влиял на разви­тие венгерских политических процессов. К 1949 г. в Венгрии утвердился сталинистский режим во главе с лидером местной компартии Ф. Ракоши. Вопреки существовавшим национальным тра­дициям в стране начали детально копировать советскую модель социа­лизма, что привело к обострению социально-экономических и полити­ческих противоречий. Оставалось сильным влияние профашистских элементов, проводивших антикоммунистическую и антисемитскую пропаганду. Следствием этих противоречий стал глубокий внутриполитический кризис в Венгрии, который разразился осенью 1956 г. в виде вооруженных столкновений и едва не привел к краху венгерского социализма. После событий 1956 г. Советский Союз санкционировал проведение в Венгрии достаточно разумной и самостоятельной экономической политики, которая сделала страну относительно бла­гополучной в рамках социалистического лагеря. Но, с другой стороны, произошедшие изменения в какой-то степени размыли идеологиче­ские основы существовавшего режима, поэтому Венгрия, как и Поль­ша, раньше других восточноевропейских стран начала демонтаж со­циалистической системы.

В октябре 1989 г. в Венгрии коммунисты (Венгерская социалистическая рабочая партия) были вынуждены согласиться на принятие закона о многопартийности и деятельности партий. А затем в конституцию страны были внесены поправки. Они предусматривали «мирный политический переход к правовому государству, в котором реализуются многопартийная система, парламентская демократия и социально-ориентированная рыночная экономика». На состоявшихся в марте 1990 г. выборах в государственное собрание Венг­рии коммунисты потерпели поражение, а большинство мест в парламенте за­воевал венгерский демократический форум. После этого из конституции было ис­ключено всякое упоминание о социализме. В отличие от других стран региона переход Венгрии к «западным ценностям» проходил эволюционным пу­тем, но общий вектор ее движения в сторону интеграции в европейские структуры совпадал с вектором движения других посткоммунисти­ческих государств ЦВЕ. Венгрия входит в ЕС и НАТО.

Демократизация общественной и государственной жизни произошла и в ГДР, где на первых свободных выборах в марте 1990 г. победила демократическая оппози­ция. Затем произошло объединение Германии путем поглощения Западной Германией (ФРГ) Восточной Германии (ГДР).

При рассмотрении событий конца 1989 г. обязательно следует учитывать, что в начале декабря 1989 г. в ходе встречи М. Горбачева и Дж. Буша (ст.) на Мальте Горбачев фактически сдал советскую сферу влияния в Восточной Европе - Западу, точнее - США.

Исключительно драматично развивались события в странах Юго-Восточной Европы. Необходимо отметить, что наиболее значимые государства данного региона обрели сувере­нитет при деятельной поддержке России. Это относится к Болгарии, Румынии, а также входившим в состав бывшей Югославии Сербии и Черногории. Причем Россия часто оказывала это содействие в ущерб собственным внешнеполитическим интересам, исходя из панславян­ского романтизма, который стал доминировать в общественном мне­нии со 2-й половины XIX в. и сохраняет определенное влияние и сейчас.

В годы Первой мировой войны Болгария стала союзницей стран германского блока. В апреле 1941 г. Болгария участвовала в германской агрессии против Югославии и Гре­ции, но от участия в военных действиях против СССР болгарское правительство уклонилось, сославшись на сильные русофильские на­строения среди населения. После выхода Красной армии к границам Болгарии 5 сентября 1944 г. СССР объявил ей войну, но военных действий фактически не было, поскольку болгарская армия отказалась воевать, а в стране произошла смена власти. Правительство Отечественного фронта объявило войну Германии и ее союзникам, и болгарские войска на заключительном этапе войны сражались на стороне антигитлеровской коалиции. Фактически уже с 1944 г. нача­лось установление коммунистического режима, которое завершилось в 1948 г., когда была провозглашена Народная Респуб­лика Болгария.

До конца 1980-х гг. отношения между СССР и Болгарией развивались стабильно, внутри государства значимых антикоммунистических сил не было. Как и в других странах Восточной Европы, демократические изменения в Болгарии начались в конце 1989 г. При этом так же, как и в других государст­вах региона, практически сразу была поставлена задача интеграции в западные структуры. Позднее произошло резкое дистанцирование от России, с которой был установлен визовый режим. В настоящий мо­мент Болгария является членом НАТО, в 2004 г. она была принята в ЕС. Российско-болгарские отношения длительной время находятся в состоянии стагнации, взаимный товарооборот остается незначительным.

Соседняя с Болгарией Румыния также с самого начала активно участвовала в войне против СССР, в период 1941-1944 гг. в ее состав входили в качестве провинций не только Бессарабия, но и Северное Причерноморье, включая Одессу. При этом государство пыталось сохранять контакты с Великобританией и США. 23 августа 1944 г. в Румынии произошел государственный переворот, она порвала блок с Германией и присоединилась в антигитлеровской коалиции.. Примечательно, что румынский король Михай был удостоен выс­ший награды СССР - ордена Победы. Впрочем, уже в 1946 г. монар­хия в Румынии была упразднена, а в стране был установлен комму­нистический режим. Советско-румынские отношения с конца 1950-х гг. развивались несколько ина­че, чем отношения СССР с другими восточноевропейскими страна­ми. После прихода в 1965 г. к власти Николае Чаушеску Социалистическая республика Румыния (СРР) дистанцировалась от Советского Союза. Румынское руководство открыто выразило не­гативное отношение к вводу войск Варшавского договора в Чехослова­кию в 1968 г. Румыния была единственной социалистической стра­ной, сохранившей дипломатические отношения с Израилем после арабо-израильской войны 1967 г. Кроме того, Румыния демонстрировала определенный уровень самостоятельно­сти в рамках Варшавского договора и СЭВ. Мощное экономическое развитие страны привело ее к 1980 г. в первую десятку промышленно развитых стран мира. В декабре 1989 г. в ре­зультате вооруженного путча с имитацией «массового народного восстания» режим Н. Чаушеску (довольно либеральный, но с сильным культом личности президента) был свергнут. Сам президент вместе с женой Е. Чаушеску был убит. Это подавалось западной и советской (горбачевской) пропагандой как свержение «ненавистного коммунистического режима».

После падения социализма Румыния, так же как и другие восточноевропейские страны, взяла курс на интеграцию с Западом, Однако быстрое падение уровня жизни превратило Румынию в одну из самых бедных стран Европы, что не позволило быстро осуществить цель ее политики - вступ­ление в ЕС. Это произошла только в 2007 г. Отношения с Россией находятся в состоянии стагнации, при этом в самой Румынии популярны унитаристские настроения, касающиеся объединения с Молдовой.

Самые тяжелые события с начала 1990-х гг. развернулись в Югославии. Россия на протяжении всего XIX в. активно содействовала стремлению Сербии к независимости от Османской империи. В 1878 г. в результате русско-турецкой войны независимость Сербии была признана Стамбулом. Страна была провозглашена королевством. Во главу угла внешней политики страны была поставлена задача объединения юж­ных славян в единое государство. Эта цель были достигнута после Первой мировой войны, когда образовалось Королевство сербов, хор­ватов и словенцев (с 1929 г. - Югославия).

Во внешней политике страна сохранила ориентацию на Антанту. Внутри государства с самого начала обозначились этнические проти­воречия, прежде всего между сербами и хорватами. 6 апреля 1941 г. Германия и ее союзники начали войну против Югославии и Греции. 10 апреля Хорватия провозгласила независимость, а 17-го Югославия ка­питулировала. В стране сформировалось очень сильное партизанское движе­ние, однако решающую роль в освобождении Югославии сыграла Красная армия, которая в октябре 1944 г. вступила на ее территорию. 11 апреля 1945 г. между странами был заключен договор о дружбе. Однако из-за стремления югославских коммунистов сохранить самостоятельность в принятии решений летом 1948 г. до­говор был денонсирован, а отношения между странами прекратились. Они нормализовались только в 1955 г., когда вновь был подписан до­говор о дружеских отношениях. Тем не менее, Югославия так и не стала членом Варшавского договора, а в СЭВ имела статус наблюда­теля. В конце 1980-х гг. в стране, с одной стороны, прекращается мо­нополия коммунистов на власть, с другой - происходят дезинтеграционные процессы, активно поддержанные Западом.

«Перестройка» в СССР и ослабление позиций коммунистов в восточной Европе привели к значительным изменениям в Социалистической Федеративной Республике Югославии, в которой доминирующее положение занимала Сербия и ее коммунистическое руководство. При этом Сербия стремилась сохранить сущест­вующую федерацию, а Словения и Хорватия настаивали на превращении ее в кон­федерацию (1991 г.). В июне 1991 г. скупщина Словении провозгласила ее независимость, а собор Хорватии принял декларацию о провозглашении независимости Хорватии. Тогда из Белграда против них направили регулярную армию, но хорваты и словенцы начали вооруженным пу­тем сопротивляться.

Попытки Белграда с помощью войск не допустить независимо­сти Хорватии и Словении закончились неудачей из-за поддержки сепаратистов со стороны Европейско­го союза и НАТО. Тогда часть сербского населения Хорватии, поддержанная Бел­градаом, начала вооруженную борьбу против независимости Хорватии. В конфликте приняли участие сербские войска, пролилось немало крови, конфликт между Хорва­тией и Сербией пошел на убыль после ввода в феврале 1992 г. в Хорватию миро­творческих войск ООН. Еще более кровавые события сопутствовали обретению не­зависимости Боснией и Герцеговиной. Последние привели к распаду страны в 1991 г.: Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, а также Македония объ­явили о независимости; причем только последней удалось сделать это мирным путем. В остальных случаях имел место вооруженный конфликт с центральным правительством. Россия признала их неза­висимость, но во всех конфликтах поддерживала сер­бов. Такая поддержка была обусловлена, прежде всего, цивилизационными факторами и привела к осложнениям в отношениях России как с другими странами данного региона, так и с главными державами Запада. Более всего это проявилось в 1999 г. во время Косовского кризиса, и прямой агрессии НАТО против Югославии, состоявшей уже только из Сербии и Черногории. Россия, поддерживая Белград, фактически оказалась на грани дипломатиче­ского конфликта с западными странами. При этом Сербия, где к власти пришли прозападные силы, весь этот период не демонстрировала готовность к широкому экономическому сотрудничеству, а в 2000 г., практически сразу после завершения Ко­совского кризиса, между Союзной Республикой Югославией и Рос­сийской Федерацией был введен визовый режим.

В 2008 г. Россия поддержала стремление Сербии сохранить территориальную целостность и осудила страны Запада за признание независимости края Косово.

В Албании коммунистический режим был демонтирован в 1992 г.

В начале 1990-х гг. в ряде восточноевропейских государствах были приняты но­вые конституции, или важные изменения в существовавших. Они меняли не только названия государств, но и сущность общественного и по­литического строя, воспринимали «западные демократические ценности». Конституции также закрепили и изменения функций главы государства, в роли которо­го перестал выступать коллективный орган. Повсеместно был восстановлен пост президента государства.