Погрузо-разгрузочные работы в строительстве, их организация и пути повышения эффективности. Погрузочно-разгрузочные работы

/

Перед осуществлением погрузочно-разгрузочных работ необходима их четкая организация, под которой подразумеваются место, последовательность, продолжительность и количество рабочих.

На местах грузопереработки происходят такелажные работы. Каждый пункт отличается от других определенным грузопотоком, обусловленный направлением перемещения определенного вида груза за временную единицу.

Перерабатываемые кранами грузы разделяются на несколько разновидностей: штучные, перемещаемые и пакетированные в различных емкостях .

Операции погрузочно-разгрузочных работ в настоящее время механизированны. Для этого используется автоматическое оборудование: механизмы и машины. В зависимости от работы все агрегаты подразделяются на два вида: работающие самостоятельно и зависящие от каких-либо транспортных средств. К первой можно отнести монтажные краны, пневматические разгрузчики, передвижные конвейеры и другие. В состав второго подразделения входят грузовики, самосвалы, средства для саморазгрузки .

Погрузочно-разгрузочные или такелажные работы по-прежнему остаются трудоемкими в плане поднятия различных видов грузов с целью транспортировки в определенный географический объект. Это происходит двумя методами: вручную и с использованием специфической техники (погрузчика или подъемного крана). На погрузочно-разгрузочных работах занято порядка 10% рабочих страны . Для максимально удобной работы необходимо придерживаться ППР, в которых представлены все правила и рекомендации осуществления такелажных работ.

Осуществляются в специально отведенных местах с прочным, а главное, ровным покрытием из бетона, досок. Кроме того, в осуществлении этих работ важно соблюдение техники безопасности. Возможно осуществление этих работ на подготовленных площадках, способных выдержать нагрузку погрузочно-разгрузочных работ любой сложности.

Стоит отметить, что выполнение погрузочно-разгрузочных работ должно быть механизированным. В этом процессе участвует обширное разнообразие техники. В зависимости от выполняемой работы они классифицируются на машины, в которых присутствует непрерывное пневматическое действие, и машины, предназначенные для работы с материалами на железной дороге, как правило, сыпучими. Именно с ними способны полноценно и качественно работать устройства циклического действия. К ним относятся одноковшовые экскаваторы, универсальными погрузочными ковшами, электропогрузчиками и другим оборудованием.

Для безопасного выполнения работ необходимо соблюсти несколько требований . Во-первых , техника должна быть исправна и допущена к эксплуатации. Во-вторых , ни в коем случае не допускается перемещение грузов в жилых пространствах, где велика вероятность нахождения людей или животных. В-третьих , во время перемещения между конструкцией и перемещающей ее техникой должно быть расстояние не менее 950 миллиметров по вертикали и 1000 миллиметров по горизонтали. Помимо всего, запрещается опускание груза на автомобили. Поднятие груза строго запрещается в присутствии простых людей.

14.1. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ должны соблюдаться требования СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», ПОТ РО-200-01-95 «Правила по охране труда на автомобильном транспорте», ГОСТ 12.3.009-76* «ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности», ГОСТ 12.3.020-80* «ССБТ. Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности», ПОТ РМ-007-98 «Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов».

14.2. Площадки для погрузочно-разгрузочных работ должны быть спланированы и иметь уклон не более 1:10, а их размеры и покрытие - соответствовать проекту производства работ. Спуски и подъемы в зимнее время должны очищаться от льда и посыпаться песком или шлаком. Транспортные средства и оборудование, используемое для погрузочно-разгрузочных работ, соответствуют характеру перерабатываемого груза.

14.3. Освещенность площадок, где производятся погрузочно-разгрузочные работы, должна соответствовать требованиям СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение» и ГОСТ 12.1.046-85 «ССБТ. Строительство. Нормы освещения строительных площадок».

14.4. Погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять механизированными способами с применением подъемно-транспортного оборудования и средств механизации. Механизированный способ погрузочно-разгрузочных работ является обязательным для грузов массой свыше 50 кг, а также при подъеме грузов на высоту более 2 м.

14.5. Погрузочно-разгрузочные работы выполняются под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ с кранами и назначенного приказом руководителя организации.

Ответственные за производство погрузочно-разгрузочных работ проверят исправность грузоподъемных механизмов, такелажа, приспособлений, подмостей и прочего погрузочно-разгрузочного инвентаря, а также разъяснят работникам их обязанности, последовательность выполнения операций, значение подаваемых сигналов и свойства материалов, подаваемых к погрузке (разгрузке).

14.6. Машинисты грузоподъемных машин и стропальщики должны быть обучены способам правильной строповки и зацепки грузов.

14.7. Грузозахватные приспособления снабжаются клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой с указанием номера, паспортной грузоподъемности и даты испытания. Грузозахватные приспособления, кроме клейма (бирки), снабжаются паспортом. Перечень и вид основных грузозахватных приспособлений дан в приложении 4.



14.8. В процессе эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений и тары владелец периодически производит их осмотр согласно п. 9.3.25 ПБ 10-382-00 в следующие сроки:

Траверс, клещей и других захватов и тары - каждый месяц;

Стропов (за исключением редко используемых) - каждые 10 дней;

Редко используемых съемных грузозахватных приспособлений - перед выдачей их в работу.

Осмотр грузозахватных приспособлений и тары производится по инструкции, разработанной специализированной организацией и определяющей порядок и методы осмотра, а также браковочные показатели. Выявленные в процессе осмотра поврежденные грузозахватные приспособления изымаются из работы.

14.9. Графическое изображение способов строповки и зацепки, а также перечень основных перемещаемых грузов с указанием их массы выдаются на руки стропальщикам и машинистам кранов и помещены на стендах в местах производства работ.

Примеры схем строповок грузов даны в приложении 5.

Образец стенда со схемами строповок дан в приложении 6.

14.10. В местах производства погрузочно-разгрузочных работ и в зоне работы грузоподъемных машин запрещается нахождение лиц, не имеющих непосредственного отношения к этим работам.



14.11. Перед погрузкой или разгрузкой сборных железобетонных конструкций монтажные петли осматриваются, очищаются от раствора или бетона и при необходимости выправляются без повреждения конструкций.

14.12. В местах постоянной погрузки и разгрузки автомашин и полувагонов устраиваются стационарные эстакады или навесные площадки для стропальщиков. Настил эстакад должен быть ниже борта полувагона на 150 мм. Эстакады оборудуются инвентарными лестницами для доступа стропальщиков в полувагоны и защитными ограждениями. Эстакады должны быть устроены вдоль вагона с противоположной стороны от направления перемещения грузов. При устройстве эстакад необходимо руководствоваться ГОСТ 9238-83 «Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм». Опускать груз на автомашину, а также поднимать с нее груз при нахождении людей в кузове или в кабине автомашины не разрешается.

Разгрузка и загрузка полувагонов крюковыми кранами производится по технологии, в которой определяются места нахождения стропальщиков при перемещении грузов, а также возможность безопасного выхода на эстакады и навесные площадки.

Нахождение людей в полувагонах при перемещении груза не допускается.

14.13. При размещении автомобилей на погрузочно-разгрузочных площадках расстояние между автомобилями, стоящими друг за другом (в глубину), должно быть не менее 1 м, а между автомобилями, стоящими рядом (по фронту), - не менее 1,5 м.

Если автомобили устанавливают для погрузки или разгрузки вблизи здания, то между зданием и задним бортом автомобиля (или задней точкой свешиваемого груза) должен соблюдаться интервал не менее 0,5 м.

Расстояние между автомобилем и штабелем груза должно быть не менее 1 м.

14.14. Лица, выполняющие такелажные или стропальные работы при погрузке или разгрузке грузов, проходят специальное обучение с выдачей удостоверения на право производства этих работ.

14.15. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ не допускается строповка груза, находящегося в неустойчивом положении, а также исправление положения элементов строповочных устройств на приподнятом грузе, оттяжка груза при косом расположении грузовых канатов.

14.16. Подъем контейнеров и ящиков с оборудованием без сведения о массе и способе их строповки, а также железобетонных и бетонных изделий, не имеющих маркировки и указаний о фактической массе, запрещается. Перемещение груза неизвестной массы производится только после определения его фактической массы.

14.17. Перемещение мелкоштучных грузов производится в специально для этого предназначенной таре, при этом должна исключаться возможность выпадения отдельных грузов. Подъем кирпича на поддонах без ограждения разрешается производить при погрузке в транспортное средство и разгрузке его на землю.

14.18. При подъеме груза, установленного вблизи стены, колонны, штабеля, железнодорожного вагона, стойки или другого оборудования, не должно допускаться нахождение людей (в т.ч. стропальщика) между поднимаемым грузом и указанными частями здания, конструкции или оборудования; это требование должно также выполняться при опускании и перемещении груза.

14.19. Перемещение длинномерных грузов при производстве погрузочно-разгрузочных работ в стесненных условиях следует производить параллельно границе опасной зоны с удержанием от случайного разворота с помощью гибких оттяжек.

Число стропальщиков, обслуживающих склад, при сопровождении груза с помощью оттяжек, следует принимать в соответствии с рис. 35.

Рис. 35. Порядок перемещения длинномерных грузов в стесненных условиях с использованием оттяжек

L гр. - наибольшая длина груза; l - безопасное расстояние для стропальщиков; h гр. - высота груза; X - минимальное расстояние отлета груза при его падении.

Для обеспечения безопасного движения стропальщиков при сопровождении груза необходимо предусмотреть свободные от грузов и со спланированной поверхностью проходы шириной не менее 1 м.

Оттяжки выполняются из пенькового каната или тонкого гибкого троса и закреплены непосредственно за конструкцию или за ее монтажные петли.

XV. СТРОПОВКА ГРУЗОВ

15.1. Строповка грузов осуществляется в соответствии с требованиями ПБ 10-382-00. Строповка грузов производится в соответствии со схемами строповки. Для строповки предназначенного к подъему груза применяются стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона; стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между ветвями не превышал 90° по диагонали.

15.2. Схемы строповок разрабатывают на все грузы. Строповка грузов должна производиться за все имеющиеся специальные устройства (петли, цапфы, рымы).

15.3. Перемещение грузов, на которые не разработаны схемы строповок, необходимо производить в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

15.4. Строповка механизмов и оборудования производится по схемам или по данным паспортов, представленных организациями-отправителями, или по схемам, разработанным специализированными организациями.

15.5. Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов выдаются на руки стропальщикам и крановщикам или вывешиваются в местах производства работ.

Владельцем крана или эксплуатирующей организацией согласно требованиям ПБ 10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» также разрабатываются способы обвязки деталей и узлов машин, перемещаемых кранами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также способов безопасной кантовки грузов, когда такая операция производится с применением крана.

15.6. Грузозахватные приспособления (стропы, траверсы, захваты и т.д.) подбирают в зависимости от характеристики поднимаемого груза и разработанной схемы строповки. Перечень основных грузозахватных приспособлений, рекомендуемых для применения, дан в приложении 4. Рекомендуемые основные схемы строповки и форма стенда приведены в приложениях 5 и 6.

15.7. Грузозахватные приспособления снабжаются клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой с указанием номера, грузоподъемности и даты испытания. Грузоподъемность стропов общего назначения рассчитывается при угле между ветвями 90°, за исключением кольцевых и одноветвевых стропов, грузоподъемность которых дается при вертикальном положении. При использовании в строповке кольцевых и одноветвевых стропов в наклонном положении необходимо на их грузоподъемность вводить поправочный коэффициент в зависимости от угла наклона.

Коэффициент определяется косинусом угла α, образуемого между наклонной ветвью стропа и вертикалью. При α = 15°, 30°, 45° коэффициент соответственно равен 0,966; 0,866; 0,707.

Пример. Два кольцевых стропа, каждый грузоподъемностью по 5 т, наклонены к вертикали под углом 45°, следовательно, несущая способность каждого стропа будет равна 5 тс×0,707 = 3,535 тс.

15.8. Грузозахватные приспособления, изготовляемые для сторонних организаций, кроме клейма, снабжаются паспортом.

15.9. На таре (ящики для раствора, бункера, контейнеры и т.д.), кроме специальных технологических данных, указываются ее назначение, номер, собственная масса и грузоподъемность. Безопасная эксплуатация тары производится в соответствии с ГОСТ 12.3.010-82. Емкость тары должна исключать возможность перегрузки машины (крана).

Для перемещения бетонной смеси следует применять бункеры (бадьи), выполненные по ГОСТ 21807-76*. Тара в зависимости от назначения должна отвечать соответствующим нормативным требованиям.

15.10. При строповке конструкций с острыми ребрами методом обвязки необходимо между ребрами элементов и канатом установить прокладки, предохраняющие канат от перетирания. Прокладки прикрепляются к грузу или в качестве инвентарных постоянно закрепляются на стропе.

15.11. При строповке крюки стропов должны быть направлены от центра груза.

15.12. Запрещается нахождение на строящемся объекте неисправной или нестандартной тары и неисправных грузозахватных приспособлений.

15.13. При разработке схем строповки грузов необходимо учитывать положение грузов при перевозке автотранспортом, хранении груза на приобъектном складе, монтаже и необходимом кантовании.

15.14. Для хранения грузозахватных приспособлений и тары на стройплощадке отводится специальное место, где стропы хранятся в специальных шкафах или ларях, куда не попадают атмосферные осадки, траверсы - на специальных устойчивых подставках, а тара - на подкладках.

15.15. Строповку грузов из штабелей (металлопроката, труб, леса и т.п.) производить в следующей последовательности:

На наиболее выступающий конец конструкции, находящейся в верхнем ряду, надевается петля кольцевого стропа, висящего на крюке двух- или четырехветвевого стропа;

Стропальщик отходит на безопасное расстояние и дает команду приподнять конец груза на высоту 0,4 - 0,5 м;

Стропальщик подходит сбоку к приподнятому грузу и подводит под него деревянные подкладки сечением 100×100 мм на расстоянии 1/4 от его концов (при подъеме труб, бревен на подкладке должны быть упоры от раскатывания груза);

Стропальщик отходит на безопасное расстояние и дает команду опустить груз на подкладки и ослабить строп (под безопасным расстоянием понимается расстояние до мест, которые находятся за границей опасной зоны при соответствующей высоте подъема. Эти места не должны находиться в опасной зоне от строящегося здания);

Стропальщик подходит к грузу и с помощью металлического крюка (из проволоки диаметром 6 мм) подводит кольцевые стропы под груз на расстоянии 1/4 длины груза от его конца, затем снимает первый строп, а подведенные кольцевые стропы затягивает на «удавку» и надевает на крюки двух- или четырехветвевого стропа;

Стропальщик дает команду на подъем груза на высоту 20 - 30 см, убеждается в надежности строповки и подает команду на дальнейшее перемещение груза.

15.16. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ на комплектовочных базах строповку лесоматериалов, уложенных россыпью, следует производить с помощью гидравлического грейфера или клещевого захвата.

15.17. Расстроповку конструкций, установленных в проектное положение, следует производить только после их постоянного или надежного временного закрепления.

15.18. Во избежание самопроизвольного выпадения грузов тара загружается на 100 мм ниже ее бортов.

15.19. Для монтажа конструкций на высоте необходимо использовать грузозахватные приспособления с дистанционной расстроповкой.

15.20. Основные положения по строповке даются на схемах строповки грузов, входящих в состав проекта производства работ.

Погрузочно-разгрузочные работы


Под организацией погрузочно-разгрузочных работ понимается комплекс мероприятий, которыми определяются место, состав, последовательность и продолжительность выполнения погрузочно-разгрузочных операций, род перерабатываемых грузов, способы их складирования и строповки, типы применяемых грузоподъемных и транспортных средств и способы их установки относительно друг друга и перемещаемого груза, а также состав звена рабочих, принимающих участие на погрузочно-разгрузочных работах.

Места, где производятся погрузочно-разгрузочные работы, называют пунктами грузопереработки. Каждый такой пункт отличается грузопотоком. Грузопоток характеризуется видом груза, направлением его перемещения и количеством груза, проходящего через данный пункт в единицу времени.

Грузы, перерабатываемые автомобильными кранами, по способу образования грузового места разделяются на штучные, пакетированные и перемещаемые в емкостях или таре.

Классификация материалов, изделий и конструкций по способу образования грузового места

Схемы движения грузов зависят от организации их доставки к месту потребления. В строительстве грузы доставляют на объект по схеме, предусматривающей четыре пункта грузопереработкй: завод по производству материалов и изделий - базисный склад-сборочная площадка конструкций - приобъектный склад. На ряд объектов, например в жилищном и культурно-бытовом строительстве, грузы с высокой степенью заводской готовности доставляют, минуя базисный склад, сборочную площадку и приобъектный склад.

Грузы из первого пункта грузопереработкй ко второму доставляют железнодорожным и автомобильным транспортом, а к сборочной площадке и от нее на приобъектный склад - автомобильным транспортом.

При такой схеме образуется четыре грузопотока по направлению движения грузов: – погрузка материалов на железнодорожный или автомобильный транспорт и выгрузка с него на базисный склад или перегрузка материалов с железнодорожного транспорта на автомобильный; – выгрузка материалов с автомобильного транспорта на приобъектный склад; – перегрузка материалов с одного места складирования на другое в процессе строительства объекта.

Операций, составляющие погрузочно-разгрузочные работы, разделяются на основные и вспомогательные. К основным операциям относятся захват груза и подача его на транспортное средство или к месту складирования. К вспомогательным операциям относятся операции, которые не входят в процесс перемещения груза: закрепление и освобождение стропующих устройств, наводка грузов или укладка их в требуемое положение, передача сигналов машинисту, подготовка транспортных средств, мест складирования, подкладок, прокладок и т. п.

На погрузочно-разгрузочных работах должны быть обеспечены рациональные условия и методы выполнения вспомогательных операций: наивыгоднейшие трудовые приемы ручных работ, слаженность совместных действий звена рабочих, рациональные конструкции приспособлений (например, грузозахватных устройств, прокладок, подкладок лестниц).

Основной формой организации труда на погрузочно-разгрузочных работах является специализированное звено, состоящее из машиниста крана, стропальщика, такелажника.

Погрузка и выгрузка грузов состоит из ряда последовательных трудовых приемов. По сигналу стропальщика машинист поворачивает кран к месту, где находится груз, опускает крюк с траверсой для строповки груза. Убедившись в надежности петель и заценив за них крюки стропа, такелажник подает сигнал машинист на подъем груза. При необходимости рабочий, прикрепив оттяжю к грузу, сопровождает его до места укладки, где по сигналу такелажника наводит и опускает груз на место.

Состав звена, содержание операций и продолжительность вьиН полнения каждой из них зависят в основном от рода груза нн условий работ. Например, погрузку и разгрузку плит перекрытия выполняет звено, состоящее из машиниста автомобильного крана (5-го разряда), стропальщика (4-го разряда) и такелажника (3-го разряда).

Количество груза, проходящего через данный пункт грузопере-работки в единицу времени (час, смена, сутки и т. д.), зависит от объемов работ на объекте, расположения места, куда следует груз, темпов возведения объекта, уровня организации работ, применяемых на нем типов машин.

Автомобильные краны, используемые на погрузочно-разгрузоч-ных работах, должны иметь грузоподъемность, соответствующую массе грузового места. Как правило, автомобильными кранами перерабатывают грузы, масса которых указана или на грузовом месте, или в сопроводительной технической документации. При погрузке и разгрузке грузов неизвестной массы заранее определяют массу одного грузового места. Примерная масса одного места наиболее распространенных грузов приведена в табл. 14.

Вылет А и высоту подъема Я крюка автомобильных кранов определяют в зависимости от размеров транспортных средств и складов с учетом рациональной схемы установки крана на пункте грузопереработки (рис. 156) по формулам.

Рис. 156. Схемы для определения вылета и высоты подъема крюка при погрузке и разгрузке материалов с железнодорожного (а) и автомобильного (б) транспорта в штабель, с железнодорожного транспорта в автомобильный транспорт (в), из одного штабеля в другой {г),

Формулы для подсчета высоты погрузки автомобилей (у - объемная масса груза, т/м3)

Показатели, входящие в состав приведенных формул, определяют из различных источников: действующих ГОСТов, нормативной и технической документации на габариты транспортных средств, грузов и стропующих устройств, а также в соответствии с нормами складирования грузов и правилами безопасного ведения при этом подъемно-транспортных работ.

Высоту погрузки транспортных средств hn и высоту строповки грузов Ас+г определяют расчетом. Высота погрузки автомобилей К зависит от их грузоподъемности и объемной массы груза. При Данной грузоподъемности автомобиля высота его погрузки тем больше, чем меньше объемная масса груза.
Установка крана относительно транспортных средств и мест Укладки грузов должна обеспечивать полное или максимальное использование его грузоподъемности на всех участках рабочей

зоны при минимальном радиусе вращения поворотной платформы. При этом необходимо учитывать минимально допустимые приближения грузоподъемных машин к транспортным средствам, складам, зданиям и принятую последовательность заполнения склада материалами.

Схема размещения грузов на пункте грузопереработки определяется размерами склада, типом и способом хранения на нем материалов, изделий и конструкций. На приобъектном складе схема) размещения грузов зависит, кроме того, от технологии возведения зданий и сооружений.

Рис. 157. Схемы размещения железобетонных изделий на складе:
1 - колонны, 2 - плиты, 3 - балки, 4 - кран, 5 - фермы, 6 - фундаментные подушки

Размеры склада и число штабелей на его территории устанавливают с таким расчетом, чтобы создать запас материалов для производства строительно-монтажных работ на объекте в течение 5-7 суток. Размеры штабеля зависят от габаритов груза, а число рядов в штабеле по горизонтали и вертикали определяется его устойчивостью и несущей способностью основания. На приобъектном складе штабеля располагают в зоне действия монтажного крана с учетом удобства разгрузки транспортных средств. Длинную сторону штабеля располагают параллельно подъездным путям, по которым доставляют материалы и конструкции на склад, что позволяет сократить вылет крюка.

Каждый штабель должен находиться в зоне действия основного монтажного крана и содержать число элементов, достаточное для обслуживания всей рабочей зоны монтажного крана. Между табелями на складе необходимо устраивать проезды и проходы шИриной соответственно 3,5 и 1,5 м. Одна из возможных схем размещения железобетонных элементов при их хранении на складе приведена на рис. 157.

Способы укладки грузов в штабель зависят от их назначения, методов строповки и монтажа. Положение и способ опирания грузов не должны вызывать перенапряжение материала (табл. 18, рис. 158 и 159). При укладке плашмя железобетонных элементов рабочая арматура должна быть обращена вниз. Грузы на складе размещают так, чтобы их маркировка легко читалась со стороны прохода или проезда, а монтажные петли были обращены кверху. Каждый элемент груза должен опираться на две инвентарные подкладки, которые располагаются поперек элемента. По вертикали эти подкладки должны быть строго одна над другой.

Способ организации монтажных работ определяется типом! объекта, местом, способом укладки в проектное положение и типом! монтируемых конструкций, содержанием, последовательностью и продолжительностью выполнения монтажных операций, применяемыми машинами и схемами их расположения относительно здания и склада, составом звена рабочих. Монтаж конструкций на объекте производится в определенной последовательности, обеспечивающей подготовку соответствующих участков под послемонтажные работы.

Конструкции, монтируемые на объектах, разделяются по роду материала, функциональному назначению, принципу образования монтажной единицы и способу монтажа. Наиболее распространенными в практике монтажных работ являются конструкции, изготовленные из железобетона, бетона, проката металлов, листового металла, дерева и синтетических материалов. Монтажной единицей могут быть штучные элементы (прогоны, ригели, колонны, плиты), крупноразмерные детали заводского изготовления (панели на одну или две комнаты, санитарно-технические кабины и блоки), а также элементы, прошедшие предварительную укруп-иительную сборку.

Способы монтажа конструкций зависят от типа монтажных единиц и последовательности их установки в проектное положение.

По степени укрупнения конструкций различают три способа монтажа: отдельными элементами, блоками конструкций и сооружениями в целом. Наибольшее распространение получил первый способ. Он используется при монтаже фундаментных блоков, колонн, балок, плит, ферм и т. д.

В зависимости от последовательности установки монтажных единиц в проектное положение различают дифференцированный (раздельный) и комплексный методы монтажа.

При дифференцированном методе монтаж начинают с укладки фундаментных блоков и подушек, установки колонн, затем последовательно осуществляют монтаж элементов стен, балок, плит перекрытия, ферм, элементов кровли. При таком способе монтажа кран может передвигаться вдоль пролета (посередине или краю), поперек пролета, вне возводимого здания по его периметру. Путь перемещения крана выбирают в зависимости от его грузоподъемности, вылета и высоты подъема крюка, конструктивно-планировочных решений зданий, массы монтажных единиц. Перемещаясь по середине пролета, кран может устанавливать с одного места до четырех и более колонн, что сокращает число его перемещений. При больших пролетах технические возможности крана часто оказываютея недостаточными для установки смежных колонн и в этом случае он перемещается по краям пролета, работая на минимальном вылете. ТакиМ образом, число его перестановок увеличивается. При движении поперек пролета рабочий путь крана оказывается значительно короче, чем в случае его перемещения вдоль пролета, но увеличивается общее время на перестановку крана из одного пролета в другой. Наиболее эффективным является перемещение крана вне здания или сооружения вдоль его одной, двух или всех сторон, но эту схему можно применять только при монтаже одноэтажных жилых зданий и зданий культурно-бытового назначения, а также небольших отдельно стоящих сооружений шИриной, соответствующей полезному вылету крюка.

При комплексном методе одновременно монтируют разноименные конструкции в пределах рабочей зоны крана. Наиболее часто этот метод применяют при монтаже сборных зданий, когда кран одновременно укладывает фундаментные блоки, устанавливает наружные стеновые панели и внутренние панели перегородок, а затем укладывает на них плиты перекрытия.

Рис. 160. Возможная схема перемещения крана при монтаже конструкций здания сельскохозяйственного назначения

Данные о принятом методе монтажа конструкций содержатся в проекте производства монтажных работ, который составляют по рабочим чертежам на строительство зданий и сооружений в соответствии с «Инструкцией о порядке составления и утверждения проектов организации строительства и проектов производства работ» (СН 47-67). Типовые проекты производства монтажных работ в каждом конкретном случае должны быть привязаны к местным условиям, исходя из данных о наличии кранов, расположении мест складирования монтируемых конструкций.

Например, требуется выбрать схему перемещения и тип крана для дифференцированного метода монтажа фундаментных блоков и колонн при следующих исходных данных: тип здания - одноэтажное сельскохозяйственного назначения; число пролетов - 3; ширина пролета - 8 м; шаг колонн - 6, высота колонны - 6 м; длина здания по осям крайних колонн -42 м; масса фундаментного блока - 2, колонны - 1,2 т; расположение места складирования блоков и колонн - в зоне действия крана.

Рис. 161. Схема организации рабочего места при монтаже под» земной части жилого дома: М, М2, М3 - монтажники,
1 - ящик для песка, 2 - склад блоков, 3 - кран, 4 - монтируемый блок, 5 - подштопка, 6 - монтажный ломик, 7 - нивелир, 8 - ящик для инструмента, 9 - лопата, 10 - смонтированвые блоки, 11 - откос

При выборе крана для монтажа колонн на уложенные фундаментные блоки необходимо одновременно с вылетом крюка определить высоту его подъема. С учетом длины стропов 1 м высота подъема крюка при установке колонны в проектное положение составляет 4,5 м, что соответствует техническим возможностям кранов грузоподъемностью более 4 т.

Монтажные работы выполняет комплексная бригада рабочих, состоящая из монтажников, стропальщиков, такелажников и машинистов крана. С целью наиболее полного использования кранов по времени в течение суток монтажные работы организуют в две-три смены. Бригада разбита на звенья, которые работают посменно. Звеньями, в которых бригадир не работает, руководит звеньевой.

В течение первой й второй смен выполняют непосредственно монтаж конструкций, в.третью смену -разгружают прибывающие на приобъектный склад детали и подают материалы на этажи для работы внутри здания. При монтаже «с колес», когда необходимость в выполнении погрузочно-разгрузочных операций отпадает, монтажные работы ведут в течение всех трех смен.

На отдельных этапах возведения зданий и сооружений организация работ может быть изменена: например, в первую смену выполняют санитарно-технические работы или устанавливают технологическое оборудование, а в течение двух последующих монтируют конструкции.

Возможный вариант передовой организации труда показан (рис. 161) на примере монтажа автомобильным краном подземной части жилого дома из сборных элементов.

Рабочим местом монтажников является монтажная захватка, размеры которой установлены проектом производства работ, исходя из необходимости обеспечения параллельного ведения санитарно-технических и электротехнических работ с соблюдением правил техники безопасности.

Звено (трое рабочих 4, 3, 2-го разрядов и машинист 6-го разряда) монтирует элементы фундамента на заранее подготовленное основание. Вначале укладывают подушки, по ним - угловые и маячные блоки. Промежуточные блоки начинают укладывать с наиболее отдаленной от крана захватки, находящейся в зоне его работы. Далее монтаж продолжают на участках установки стеновых панелей подвального этажа, где работы ведет звено из четырех монтажников 5, 4, 3, 2-го разрядов, машиниста 6-го разряда и электросварщика 5-го разряда. Монтаж панелей стен и перегородок начинают с подготовки их к строповке. За это время два монтажника на месте установки панели устраивают постель из раствора, после чего машинист подает туда панель, а трое монтажников при помощи монтажных ломиков устанавливают ее на место по отмеченным рискам.

Плиты перекрытия укладывают четыре монтажника, которые ранее были заняты на монтаже элементов фундамента и панелей. При укладке детали в проектное положение машинист должен опускать ее плавно, используя посадочные скорости механизма подъема груза.

К атегория: - Организация работы автомобильных кранов

→ Cтроительные работы

Погрузочные и разгрузочные работы


К числу грузов, погрузка и разгрузка которых осуществляется преимущественно вручную, относятся тарно-штучные строительные грузы. При этом портится большое количество строительных материалов.

Основными направлениями развития народного хозяйства и повышения эффективности транспортных и по-грузочно-разгрузочных работ в строительстве предусматривается: – значительно улучшить структуру парка транспортных расширить производственную базу, обеспечивающую поддержание транспортных средств в исправном состоянии; – улучшить структуру и организацию управления строительным транспортом в целях массового внедрения централизованных перевозок; – совершенствовать методы механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ; – создать сеть механизированных складов цемента, внедрить инвентарные металлические силосы для приобъектных складов; – развить перевозки строительных материалов с применением контейнеров, поддонов, пакетирования и предварительной комплектации грузов.

Перевозка мелкоштучных грузов и кирпича с обязательным применением контейнеров, пакетов и поддонов позволит почти полностью механизировать погрузочно-разгрузочные операции на автотранспорте, сократить непроизводительные расходы и число грузчиков, занятых на этих операциях.

В строительстве должен найти широкое применение специализированный автотранспорт повышенной производительности с обогревом кабины водителя и разогревом двигателя. Для строительства в труднодоступных районах целесообразно расширить применение вертолетов.

В целях сокращения тяжелого физического труда на погрузочно-разгрузочных работах и повышения выработки рабочих намечается: – значительно увеличить применение универсальных погрузчиков взамен использования на погрузочно-разгрузочных работах экскаваторов;
внедрить наиболее прогрессивные пневмоколесные погрузчики с комплектами сменного рабочего оборудования, позволяющими расширить возможности применения погрузчиков; – значительно расширить применение захватных устройств и другой оснастки к различным видам кранов (башенных, пневмоколесных, гусеничных и др.).

В целях механизации работ по внутриобъектному транспортированию материалов целесообразно применять мототележки грузоподъемностью 0,3-1 т и другие машины. Особое внимание должно быть обращено на создание и внедрение средств для транспортирования материалов по перекрытиям сооружаемых зданий.

Погрузочно-разгрузочные средства. В процессе транспортирования строительных грузов наиболее трудоемкими операциями являются погрузка и разгрузка. Механи- , зация последних осуществляется путем использования1 саморазгружающихся таранспортных средств (автосамосвалов, полувагонов-хопперов, думпкаров и т. п.) и специальных погрузочно-разгрузочных машин и приспособлений.

В настоящее время для производства погрузочно-разгрузочных работ на строительных площадках используются краны, одноковшовые экскаваторы, автопогрузчики, универсальные одноковшовые погрузчики, погрузчики и разгрузчики непрерывного действия (многоковшовые), механические и пневматические разгрузчики и др.

На погрузке и выгрузке сборных железобетонных изделий, металлических конструкций, оборудования, материалов, перевозимых в пакетах и контейнерах, широко используют специальные погрузочно-разгрузочные краны и обычные краны, предназначенные для строительно-монтажных работ (кран-балки, краны мостовые, козловые, кабельные, башенные, стреловые на пневмо-колесном и гусеничном ходу, автокраны и др.). Краны могут быть использованы также для погрузки и выгрузки щебня, гравия, песка и других сыпучих материалов. Для этих целей они оборудуются специальными захватными приспособлениями и грейферами.

Вилочный автопогрузчик - погрузочно-разгрузочная машина общего назначения, предназначен для механизации перегрузочных и подъемно-транспортных работ преимущественно на площадках с твердым покрытием. Основным рабочим органом является телескопический подъемник с вилочным подхватом; в качестве сменного оборудования могут служить ковш, зажимы для штучных грузов, крановая стрела и другие приспособления. Выпускаются такие машины грузоподъемностью 0,5; 1; 2; 3,2 и 5 т.

Универсальные одноковшовыесамоход-ные погрузчики оборудуются ковшом для погрузки и выгрузки сыпучих и кусковых материалов, кроме того, вилочными подхватами, челюстным захватом, бульдозерным отвалом, рыхлителем, экскаваторным ковшом (обратная лопата) и др.

Одноковшовые погрузчики выпускаются с передней разгрузкой ковша, с разгрузкой на сторону поворотом стрелы (полуповоротные) и с разгрузкой назад»

В городском строительства универсальные погрузчики могут быть использованы для выгрузки и перемещения материалов на небольшие расстояния, подачи их к подъемно-транспортным машинам, загрузки приемных устройств растворных и бетонных узлов, а также и для различных вспомогательных работ.
Грузоподъемность погрузчиков 0,3; 0,5; 0,8; 1,25; 2; 3,2 и 5 т.

Погрузчики непрерывного действия (многоковшовые) предназначаются для погрузки сыпучих и мелкокусковых материалов в автосамосвалы и другие транспортные средства. Многоковшовый погрузчик является самоходной машиной, на раме которой укреплен зачерпывающий орган-питатель и ковшовый элеватор или транспортер. Такие машины выпускаются нескольких типов, отличающихся в основном конструкцией зачерпывающего органа (подгребающие винты, зачерпывающая шаровая головка, загребающие лапы и др.).

Механические разгрузчики (скребковые лопаты) применяются для выгрузки из вагонов и барж цемента, извести, песка, гравия и т.д. Для разгрузки цемента и других порошкообразных материалов целесообразнее использовать пневматические (всасывающие) разгрузчики, исключающие возможность пыления разгружаемого материала.

Доставка цемента, извести и гипса на объекты строительства должна осуществляться автоцементовозами с автоматической загрузкой их из бункерных складов и пневматической выгрузкой у потребителя.

В целях сокращения затрат на погрузочно-разгрузочные работы необходимо мелкоштучные материалы доставлять на объекты в контейнерах или на поддонах с разгрузкой механизированным способом и подачей непосредственно на рабочее место без дополнительной перегрузки.

Транспортировка строительных грузов включает погрузку на месте отправления и разгрузку на месте прибытия. Процессы погрузки-разгрузки в настоящее время полностью механизированы, для этих целей используют машины и механизмы общего и специального назначения.

По принципу работы все механизмы для погрузочно-разгрузочных работ подразделяют на две группы работающие независимо от транспортных средств и механизмы, являющиеся частью конструкции транспортных средств.

  • 1. К первой группе механизмов относят все типы кранов, погрузчики цикличного и непрерывного действия, механические лопаты, передвижные ленточные конвейеры, пневматические разгрузчики и др.
  • 2. Во вторую группу входят автомобили-самосвалы, транспортные средства с саморазгружающимися платформами, автономные средства для саморазгрузки и погрузки и т. п.

Краны стреловые автомобильные, на пневмоколесном и гусеничном ходу, башенные, козловые, мостовые, кран-балки широко используют при погрузке и разгрузке железобетонных и металлических конструкций, оборудования, материалов, перевозимых в пакетах, контейнерах и т.п. Краны, оборудованные специальными захватными приспособлениями и грейферами, применяют при погрузке и разгрузке лесоматериалов, щебня, гравия, песка и других сыпучих и мелкокусковых материалов. Для подачи к месту производства работ бетонной смеси используют краны, оборудованные специальными бункерами-бадьями.

Погрузчики нашли широкое распространение в строительстве. С их помощью выполняют значительный объем погрузочно-разгрузочных работ благодаря их высокой мобильности и универсальности. Наиболее широко в строительстве используют универсальные одноковшовые погрузчики, многоковшовые погрузчики и автопогрузчики.

Одноковшовые самоходные погрузчики оборудованы ковшом для погрузки и выгрузки сыпучих и кусковых материалов. В качестве навесного и сменного оборудования они могут быть снабжены вилочными подхватами, челюстным захватом, бульдозерным отвалом, рыхлителем, экскаваторным ковшом обратной лопаты. Одноковшовые погрузчики выпускают с передней разгрузкой ковша, разгрузкой на сторону и разгрузкой назад. На строительных площадках погрузчики используют для выгрузки и перемещения грузов на небольшие расстояния, перемещения их к подъемно-транспортным механизмам, для загрузки приемных бункеров растворных и бетонных узлов, для различных вспомогательных работ.

Многоковшовые погрузчики (механизмы непрерывного действия) предназначены для погрузки сыпучих и мелкокусковых материалов в автосамосвалы и другие транспортные средства. Это самоходная машина, на раме которой укреплены черпающий механизм - питатель и элеватор или конвейер. Такие машины выпускают нескольких типов они отличаются конструкцией питателя - подгребающие винты зачерпывающая шаровая головка, загребающие лапы и др.

Автопогрузчики в качестве рабочего органа имеют телескопический подъемник с вилочным захватом; в качестве сменного оборудования используют крановую стрелу, ковш, зажимы для штучных грузов и другие приспособления.

Находят широкое применение погрузчики с телескопической стрелой, которые можно назвать универсальными, так как они способны грузить сыпучие строительные материалы, контейнеры, могут использоваться и как подъемники с платформой для рабочих. Поднимаемые грузы достигают (у разных производителей) 3,2...4,5 м, высота подъема - до 13 м. Конструктивное решение универсальной тележки на пневмоколесном ходу позволяет легко и быстро менять и присоединять навесное оборудование, в том числе укосину, удлиняющую стрелу, разнообразные ковши, крановый крюк, бадьи для бетона. Скорость перемещения погрузчиков достигает 25 км/ч. Привод на два или четыре колеса, гидростатическая трансмиссия и поворот задней оси на 90° обеспечивают высокую мощность и маневренность. Достоинством такого типа погрузчиков является полный подъем и опускание стрелы в пределах 10 с, выдвижение и втягивание - соответственно до 14 с Телескопический погрузчик может быть использован благодаря этому как управляемый ленточный конвейер для перемещения грузов через проемы в помещения и из него. Когда погрузчик работает с подъемной платформой, все функции управления механизмом и стрелой можно переключить на платформу.

К саморазгружающимся транспортным средствам помимо самосвалов и цементовозов относят автомобили с устройствами для бескрановой саморазгрузки длинномерных конструкций или автономные крановые устройства. строительный жилой помещение

Массовое применение на строительных площадках-мелкоштучных материалов и изделий привело к пакетированию - формированию и скреплению в укрупненную единицу таких грузов, обеспечивающих при доставке в установленных условиях их целостность, сохранность и позволяющих механизировать погрузочно-разгрузочные и складские работы. Применяют специальные технические средства - пакеты, контейнеры универсальные и специальные, предназначенные для перевозки определенного вида грузов.