«Способы формирования у обучающихся умения самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность». «Способы формирования у обучающихся

«Субъективная позиция школьника. Формирование регулятивных УУД: Развитие самоконтроля и самооценки у младших школьников»

В 2011 году мы начали работать по ФГОС, который устанавливает требования к личностным, метапредметным, предметным результатам обучающихся.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального образования включают в себя УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Учебная деятельность имеет свою структуру, которая состоит из взаимосвязанных компонентов:

1) Учебная задача - это то, что ученик должен был освоить.

2) Учебное действие - это изменения учебного материала, которые необходимы для усвоения, это то, что ученик должен сделать, чтобы усвоить материал.

3) Действие контроля - это указание на то правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу.

4) Действие оценки - определение того достиг ли ученик результата или нет.

Особое значение придается действиям контроля и оценки, т. к. именно эти действия обеспечивают способности к самостоятельной организации и регуляции своей деятельности. Действие самоконтроля рассматривается как необходимое условие успешности обучения.

Самоконтроль это умение самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруженных пробелов.

Самооценка- способность человека оценивать самого себя: свои качества, возможности, способности, особенности своей деятельности.

Самооценка в учебном процессе происходит при помощи самоанализа своей учебной деятельности. Самооценка позволяет ставить цели, планировать способы и методы для достижения поставленных целей.

Функции самооценки

Обучающая функция - заключается в том, что ученик, оценивая свою работу, еще раз повторяет пройденную тему, выполняет упражнения, производит сравнения с эталоном.

Стимулирующая функция - стимул побуждает ученика в совершенствовании самооценки знаний, умений, навыков по своей воле, охотно.

Мотивационная функция – обеспечивает приучение к систематической работе, к продуктивному труду, выработку волевых усилий.

Воспитывающая и развивающая функции – связаны с формированием адекватной самооценки. В результате этого процесса одни учащиеся избавляются от излишней самоуверенности, другие – начинают понимать свои недостатки, трудности, третьи осознают, что оценку своих возможностей произвели правильно.

Аналитическая функция - связана с рефлексией учащегося, самоанализом учащегося, выявлением пробелов, трудностей в изученном материале.

Главная задача учителя – научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной - залог успешности ученика.
Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать:

    что нужно оценивать,

    как оценивать,

    зачем оценивать,

    какие формы оценок существуют.

Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.
Самооценивание – один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Самооценивание в большей мере связано с характеристикой выполнения задания, чем с отметкой. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.

Первый и второй этап формирования оценочной самостоятельности целесообразно развернуть в I – II классах . Критерием того, что первые два этапа становления оценочной самостоятельности завершены, может служить умение учащихся по выработанным критериям произвести оценку своей работы, соотнести её с оценкой учителя.

Третьему этапу можно посвятить третий и четвёртый годы обучения . Данный этап можно считать завершённым, когда учащиеся не только сами могут по своим критериям оценить работу в баллах, но и могут составить индивидуальную программу подготовки к аналогичной работе (определить объём и содержание требуемой дополнительной тренировки).

Последний этап необходимо организовать при переходе из начальной в основную школу (4 класс- II полугодие, 5 класс - I полугодие) При такой этапности формирования оценки переход на любую нормативную систему оценивания в основной школе не будет травмирующим для учащихся и будет способствовать дальнейшему формированию учебной самостоятельности при определении учащимися своей границы знания – незнания.

Самоконтроль и самооценка тесно связаны между собой, самооценка может рассматриваться как конечный компонент процесса самоконтроля. Самоконтроль не может осуществляться без наличия того, что контролируется. Самоконтроль предполагает наличие эталона(образца), т. е. того, что должно быть в идеале.

Виды самоконтроля

1.Предварительный проверяет уровень готовности к выполнению заданий, к решению задач.

Ученик может определить границу своих возможностей, границу своего «знания – не знания» через прогностическую оценку.

2.Процессуальный (контроль в процессе выполнения устной и письменной работы).

Этот вид контроля позволяет точно определить в каких действиях возникает ошибка и провести немедленную коррекцию выявленных недостатков.

3.Итоговый контроль или контроль по результату (по завершению задания)

Главное вновь вернуться к цели, к задаче, которую решали.

Над чем работали?

Что надо было сделать?

Как мы решали эту задачу?

Приобретенные умения и навыки самооценки совершенствуются в ходе взаимоконтроля при различных видах деятельности.

Контроль и оценка строится на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими.

Критериальное оценивание подразумевает ряд установок:

1. Оцениваться с помощью отметки может только работа учащегося, а не его личность и личные качества (темп работы, особенности памяти, внимания, восприятия).

2. Работа учащегося сравнивается не непосредственно с работами других учеников, а с эталоном (образцом отлично выполненной работы);

При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Ты успешен по одному критерию, а я – по другому. Такие ярлыки, как «отличник», «троечник», «хорошист», отпадают сами собой, зато появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию.

3. Эталон известен учащимся заранее.

На этапе предварительного контроля нужно научить детей выделять критерии задания, ответа:

Что будем оценивать?

Как будем оценивать?

Почему ты думаешь, что эти критерии будут важными?

Кто смог себя оценить?

Для формирования у учащихся первоначального представления о критериях оценки устных ответов учитель дает развернутую содержательную оценку ответа ученика, из которой дети определяют требования к данному виду ответа, эти ответы и есть критерии оценки устного ответа.

«Послушайте внимательно, как я буду оценивать ответ, и попробуйте определить, какие требования к нему предъявляются. Ответ Вани был правильным: он верно дал определение прилагательного, сказал, как оно изменяется, правильно назвал окончания в единственном и множественном числе. Ответ был неполным: Иван не сказал о связи прилагательного с существительным, о его роли в речи. Он не приводил свои примеры».

В процессе обсуждения на доске записываются критерии оценки.

Критерии оценки ответа на тему:

1.Правильность ответа.

2.Полнота ответа.

3.Наличие примеров.

Аналогичный прием используется для оценки устных ответов, содержащих последовательность действий, которые нужно совершить.

1.Правильность выполнения каждого действия

2.Соблюдение нужного порядка действий

Например, критерии оценки для задания «Подобрать как можно больше однокоренных слов к слову лес»

    Доказательство правильности подбора каждого из слов: объяснение его с помощью слова лес

    Количество подобранных слов.

Таким образом, для каждого задания вместе с детьми определяются критерии оценки.

Инструментом оценивания стали шкалы , которые напоминают ребенку измерительный прибор. С ее помощью можно измерить разные параметры выполненной работы (правильность решения учебной задачи, аккуратность, уровень сложности, заинтересованность и т.д.). Количество шкал зависит от количества критериев, вырабатываемых учителем и учениками в ходе их совместной деятельности на уроке. Оценочные шкалы представляют собой отрезки, которые дети чертят в тетради, непосредственно рядом с работой.

Самооценка представляет собой постановку ребенком крестика на данной шкале, зная, что вверху ставят крестик в том случае, если данный критерий выполнен полностью, соответственно внизу – если данный критерий не выполнен вообще. Учитель, в свою очередь рассматривает адекватность самооценки с каждым ребенком индивидуально, корректируя при необходимости.

Уже в первом классе учащиеся приобретают следующие умения:
*оценивать свою работу по заданным учителем критериям с помощью шкалы;
*соотносить свою оценку с оценкой учителя;
*договариваться о выборе образца для сопоставления работ;
*обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом.
На первых уроках работая над этим можно выяснить, какой элемент в написании буквы у детей не получается и почему, что необходимо сделать, чтобы добиться соответствия образцу. Необходимо обсудить, что даёт красиво выполненная работа самому себе. После выполнения предложенного задания ученик может зафиксировать на полях тетради мнение о красоте своей работы. Затем в совместной деятельности вырабатываются другие понятные детям критерии для оценки устных ответов и письменных работ. Каждый раз ученики совершенствуются в умении оценивать свою работу, ищут причины, которые пока не позволяют достичь желаемого результата. Таким образом, первоклассники оценивают свою работу, как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

Наряду с оценочной шкалой используется также трехцветный индикатор , для обратной связи на уроке, когда учитель должен увидеть весь класс:

Красный – я не знаю, прошу помощи,

Синий – сомневаюсь, не уверен,

Зеленый – знаю, умею, могу помочь другим.

Лесенка ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька- требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

Символы Фиксация оценки производится следующим образом:

Ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации

 - ученик знает материал, но не применяет знания по образцу в нестандартной ситуации;

Ученик испытывает затруднения в выполнении задания;

Ученик не знает материал и не справляется с заданием.

Во втором классе у детей появляются оценочные листы, «Спидометр успехов», «У меня есть такой ПЛЮС» (Портфолио «Что я знаю и умею»), в которой ребенок фиксирует свои знания и умения.

Вместе с детьми создаются правила оценочной безопасности.

Например:

Не скупиться на похвалу

Хвалить исполнителя, критиковать исполнение (вместо «Ты сделал три ошибки в этом предложении» лучше сказать:«Давай с тобой найдём в этом предложении три ошибки»)

-«на ложку дёгтя – бочка мёда» Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.

Ставить перед ребёнком только конкретные цели. Вместо заклинания: «Постарайся быть внимательным и не пропускай букв» эффективней установка «В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня – не больше пяти»

-«за двумя зайцами…» Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть о точке в конце предложения, простите ему на то, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.

Формула «опять ты НЕ…» - верный способ выращивания неудачника.

Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственнойсамооценки.

Данный список правил оценочной безопасности является принципиально открытым и может дополняться в ходе учебного процесса.

Таким образом, ребенок видит, какие именно умения ему надо отработать.

Критерии оценивания некоторых форм работ в начальной школе

Умение слушать

1. Смотреть на говорящего.

2.Сидеть спокойно.

3.Молчать в то время, когда кто-то говорит.

4.Задавать вопросы говорящему (если что-то непонятно или на уточнение).

1.Все слова должны быть понятны.

3.Должно быть все слышно.

4.Плавность чтения.

5. Хорошо знать стихотворение наизусть.

6. Передать настроение стихотворения («нарисовать» голосом картину)

Критерии устного ответа

1.Соответствует ли ответ заданному вопросу?

2. Последовательно ли отвечал?

4. Достаточно ли было приведено примеров, фактов для подтверждения изложенного?

5. Были ли ошибки по существу изложения?

В 3 классе встал вопрос: По каким критериям группа должна оценить свою деятельность?

Критерии оценки работы в группе

    Организация работы (тихо, не мешать другим, каждый должен быть услышан)

    Стиль общения (вежливо, тактично, не перебивать)

    Ответ команды (четко, убедительно, доказательно)

    Участие в оценке других групп (одобрение, исполнение, дополнение)

«Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге. У ученика право аргументировано оспорить отметку»

Основа алгоритма самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):

1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)? Какая была цель, что нужно было получить?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

5 шаг. Каким умением пользовался?

6 шаг. На каком уровне успешности выполнено задание?

Не все ученики будут готовы признать свои ошибки. Однако равный и честный разговор с ними, даже если он не заканчивается компромиссом, все равно способствует выработке у них адекватной самооценки, а авторитарное решение учителя – нет!

Поэтапное формирование контрольно-оценочных умений с постепенным усложнением требований к ним способствует эффективному достижению самостоятельности в контрольно-оценочной деятельности учащихся.

Современная начальная школа должна заложить основы самостоятельности

учащихся, а это является залогом не только успешного обучения, но и успешного построения любой деятельности.

Педагогический совет. Тема: «Субъективная позиция школьника»

Доклад: «Формирование регулятивных УУД: Развитие навыков самооценки и самоконтроля у младших школьников».

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

В соответствии с общим подходом, принятым в системе учебников «Перспектива», формирование умения планировать учебные действия, определять условия их реализации и наиболее эффективные способы достижения результата последовательно осуществляется на этапе 4 уроков по ТДМ (построение проекта выхода из затруднения), а формирование умение контролировать и оценивать свои учебные действия – на этапе 7 уроков по ТДМ (самостоятельная работа с самопроверкой по эталону).

Как и при формировании всех универсальных учебных действий в данной системе учебников, учащиеся вначале приобретают первичный опыт выполнения изучаемых УУД, затем знакомятся с нормами их выполнения, сформулированными в виде правил и алгоритмов, и после этого осознанно выполняют эти универсальные действия на уроках по различным учебным предметам.

Кроме того, в методическом аппарате учебников «Перспектива» выстроена система заданий для осуществления контрольно-оценочной деятельности как на базовом, так и на углубленном уровне.

Рассмотрение каждого логического блока содержания (раздела, темы и т.д.) завершается выполнением самостоятельных и контрольных работ, позволяющих учащимся сделать вывод о достижении поставленных перед собой целей и задач. Промежуточный самоконтроль и коррекция собственных действий осуществляется в ходе специально организованных уроков (уроков рефлексии).

В курсе «Математика “Учусь учиться”» по мере освоения метода рефлексивной самоорганизации учащиеся строят и применяют общие алгоритмы универсальных действия по выбору эффективного способа достижения цели, планированию своих действий, выполнению действий самоконтроля и самооценки.

При этом сами осваиваемые способы выполнения универсальных действий постепенно усложняются. Так, в 1 классе на первых этапах обучения действиям самоконтроля и коррекции собственных ошибок учащиеся применяют простейший трехшаговый алгоритм исправления ошибок:

1. Определяю, какое правило я знаю

2. Повторяю правило

3. Применяю правило


Во втором классе после изучения тем «Алгоритм», «Программа действий», «Виды алгоритмов» для исправления своих ошибок применяется вариант алгоритма, который более подробно описывает последовательность выполняемых действий:

В 4 классе данный вариант алгоритма еще раз уточняется, и учащиеся овладевают общим способом самоконтроля и коррекции своих действий, который они используют в дальнейшем в основной и старшей школе.

В методическом аппарате учебников математики курса «Учусь учиться» для 1–4 классов имеется система самостоятельных и контрольных работ, которые позволяют учащимся после изучения каждой темы и каждого раздела курса сделать вывод о достижении / недостижении поставленных целей и задач.

В курсе «Русский язык» для достижения данного результата введены специальные рубрики «Шаги к умению» и «Проверь себя». «Шаги к умению» представляют собой алгоритм учебных действий для достижения определенной учебной цели (1 класс, с. 101 и др., 2 класс, часть 2, с. 53 и др.; 3 класс, часть 2, с. 21, 119 и др.; 4 класс, часть 1, с. 98 и др.; часть 2, с. 11, 37, 53, 97 и др.). Раздел «Проверь себя» дается как итог изучения определенной темы и позволяет, во-первых, систематизировать материал и, во-вторых, определить уровень усвоения той или иной темы (2 класс, часть 2, с. 41, 68 и др.; 3 класс, часть 1, с. 28–30, 58, 121, 130, 150-151 и др.; 3 класс, часть 2, с. 46, 96, 125 и др.; 4 класс, часть 1, с. 34, 51, 80, 93, 111; 4класс, часть 2, с. 47-48, 68-69, 78, 109). В ряде заданий учащиеся ориентируются на необходимую последовательность действий (3 класс, часть 1, с. 33 и др.) или же должны восстановить верный порядок действий (3 класс, часть 2, упр. 207; упр. 210; 4 класс, часть 1, упр. 27 – о роли планирования).

В курсе «Литературное чтение» достижению указанного результата служит материал, включенный в методический аппарат учебников: задания «обсудим», «подумай», «выполни в соответствии с планом», «проверь себя». Каждый раздел учебников (1–4 классы) заканчивается разделом «Маленькие и большие секреты страны Литературии», назначение которого – оценка и проверка учащимися своих знаний по изученному разделу, определение уровня сформированности читательских и речевых умений в соответствии с темой (1 класс, часть 1, с. 27; с. 50, с. 90 и др.; 2 класс, часть 1 – с. 43, с. 86 и др.; 3 класс, часть 1, с. 46, с. 94 и др.; 4 класс, часть 1, с. 59 и др.). Система вопросов и заданий носит диагностический характер. Также задания этого раздела можно рассматривать как систему заданий для повторения, уточнения, отработки. Например, в систему вопросов и заданий включены упражнения для закрепления основных литературоведческих понятий, (4 класс, часть 1, с. 163 – что такое рассказ? Чем он отличается от стихотворения и сказки? Дайте определения.).

В курсе «Технология» составление плана является основой обучения предмету. Исходя из возрастных особенностей младших школьников, в учебниках (1-4 кл.) планы изготовления изделий представлены в двух видах: тестовом и иллюстративном (в виде слайдов). Каждому пункту текстового плана соответствуют один или несколько слайдов, которые позволяют продемонстрировать использование специальных приемов, способов и техник изготовления изделий.

В курсе «Испанский язык» содержание и структура учебников (2-4 классы) отвечают задаче максимально увеличить самостоятельную деятельность учащихся, а также развить у них интерес к испанскому языку, культуре Испании, стимулировать коммуникативно - речевую активность.

С этой целью определённый блок уроков учебника (примерно соответствующий учебной четверти) завершается разделом «Проверь себя» (2 класс), “Repaso y evaluación” (3 класс), “Evaluación” (4 класс), в котором учащиеся имеют возможность оценить и проверить свои знания по изученной лексике и грамматике, а также умения слушать, читать, писать и способность к коммуникации.

В курсе «Немецкий язык» каждый модуль учебников (2-4 классы) заканчивается разделом Checkpoint, в котором учащиеся имеют возможность оценить и проверить свои знания по изученной лексике и грамматике, а также умения читать, писать и способность к коммуникации. Учитель же сможет определить, что нужно повторить и ещё раз проработать. Данный раздел включает в себя упражнения для закрепления языкового материала модуля, а также для подготовки учащихся к контрольной работе, которая помещена в сборнике контрольных заданий.

Начиная с 3-го класса, в данном разделе вводится рубрика Now I can, в которой школьники имеют возможность поразмышлять о том, чему они научились в модуле, и с помощью учителя определить, что нуждается в дополнительной тренировке.

В курсе «Информатика» действие планирования в наиболее развернутом виде формируется в проектной деятельности.

Планированию учебных действий способствуют схемы, таблицы, памятки, алгоритмы, справочные материалы учебников. Достижение указанного результата происходит в процессе формирования регулятивных и познавательных УУД.

4. Формирование умения понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях не успеха.

Достижение данного метапредметного результата в системе учебников «Перспектива» основывается на том, что применяя технологию деятельностного метода обучения у ребенка формируется способность к осознанию причины успеха /неуспеха учебной деятельности и установки на то, что в ситуации неуспеха для достижения цели всегда следует искать способ действий, устраняющий причину затруднения (этапы 3−4 урока по ТДМ). В соответствии с общими методологическими законами, это и есть наиболее конструктивное поведение в ситуации неуспеха.

Соответственно, методический аппарат учебников представлен заданиями, которые позволяют эффективно организовать формирование у учащихся указанных способностей.

Выработка отношения к ошибке как рабочей ситуации, требующей коррекционных действий, наряду с освоением учащимися эффективных инструментов коррекции собственных ошибок (метод рефлексивной самоорганизации, алгоритм исправления ошибок) формирует у учащихся способность конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

В курсе «Математика “Учусь учиться”» самопроверка всех самостоятельных и контрольных работ, выявление ошибок, определение их причин и исправление осуществляется учащимися с помощью алгоритма исправления ошибок, который, как было показано выше, в упрощенном варианте вводится уже в 1 классе, а затем от года к году постепенно уточняется и к 4 классу приобретает завершенный вид. При этом важное значение имеет система эталонов, то есть согласованных в классе норм математической деятельности, которые учащиеся сами строят в ходе уроков. Их систематическое использование для обоснования своих суждений и самопроверки структурирует знания учащихся и помогает им правильно определять, что именно они усвоили или не усвоили, то есть причины своего успеха / неуспеха.

Формированию умения понимать причины успеха / неуспеха своей учебной деятельности способствует также имеющаяся в курсе компьютерная программа-эксперт «Электронное приложение к учебникам», дающее объективную и полную информацию о результатах написания каждым учащимся всего цикла контрольных работ. Данная программа осуществляет диагностику уровня усвоения каждым учеником и классом в целом всех проверяемых знаний, умений и навыков по математике, сравнительный анализ результатов ученика, класса и возрастной группы, выявление общих пробелов и достижений класса и каждого ребенка в отдельности, а также динамику их развития в течение всего учебного года.

После выполнения любой контрольной работы учитель, родители или сами учащиеся могут внести ее результаты в компьютер, и программа в течение нескольких секунд предоставит около 20 отчетов по каждому ученику, и столько же − по классу в целом. Ниже приведены примеры таких отчетов.


Данные отчеты помогают выявить зоны успеха / неуспеха в освоении программы у каждого ученика и всего класса как коллектива, а именно, какое именно знание, умение, навык требует дополнительной коррекционной работы. Кроме этого, компьютерные отчеты дают объективную оценку уровня усвоения изучаемого содержания, что устраняет негативные факторы во взаимоотношениях учителей, учеников и их родителей, сохраняет нравственное здоровье детей.

Понимание причины неудачи, осознание объективности оценки и освоение способов их коррекции обеспечивает надежность достижения учащимися указанных метапредметных результатов.

В курсе «Русский язык» названное умение формируется с учётом возрастных особенностей начинающих школьников через взгляд на себя «со стороны» посредством анализа и оценки заданных учебных ситуаций («Азбука», часть 1, с. 19 – «Кто на уроках в лесной школе клюёт носом? Кто прячется в кусты?»), вводом рекомендательных, советующих формулировок заданий: «Попробуйте …», «Постарайтесь …».

Осуществлению данной задачи способствует смена ролевых функций «ученик» – «учитель», когда учащийся контролирует выполнение учебной задачи при помощи сквозных персонажей учебника (помощь «сквозным персонажам» учебника Ане или Ване) (4 класс, часть 1, упр.1, упр.2, с. 43 и др.), исправляет и объясняет их ошибки (1 класс, упр. 124 и др.; 2 класс, часть 1, упр. 172 упр. 124 и др., часть 2, упр. 21, 81 упр. 124 и др.; 3 класс, часть 1, упр. 147, 172 упр. 124 и др., 4 класс, часть 2, упр. 74, 81, упр. 113 и др.).

Кроме того, в учебнике предусмотрены задания, направленные на формирование у учащихся умения делать самостоятельный вывод, самооценку и самоанализ: 4 класс, часть 1, упр. 66 (определить, на какие орфограммы подобраны слова, и вспомнить алгоритмы проверки); 4 класс, часть 1, упр. 199 (определение частей речи); 2 класс, часть 2, упр. 13 (различие имен собственных и нарицательных).

В курсе «Изобразительное искусство», начиная с первого класса, формируется умение учащихся обсуждать и оценивать как собственные работы, так и работы своих одноклассников. Такой подход способствует осознанию причин успеха или неуспеха учебной деятельности. Обсуждение работ учащихся с этих позиций формирует у них способность конструктивно реагировать на критику учителя или товарищей по классу.

В каждом учебнике курса «Изобразительное искусство» представлены детские работы, которые тематически связаны с предлагаемыми практическими заданиями. Рассмотрение работ ребят-одноклассников помогает понять, насколько удачно выполнил творческую работу сам ученик.

Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают задания для групповой и коллективной работы, когда общий успех работы поглощает чью-то неудачу. В учебниках представлена система таких работ, позволяющих каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей и способностей.

5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Данный метапредметный результат достигается в системе учебников «Перспектива» посредством системной и целенаправленной работы. Во-первых, учащиеся поэтапно осваивают весь комплекс универсальных учебных действий, входящих в структуру метода рефлексивной самоорганизации, во-вторых, осваивают саму структуру метода и, наконец, осознанного применяют его при решении познавательных и личностных проблем.

Освоение каждого универсального учебного действия и структуры рефлексии в целом осуществляется в системе учебной и воспитательной работы в соответствии с описанным выше походом:

1) приобретение первичного опыта выполнения УУД;

2) мотивация к его освоению и знакомство с нормой УУД (или общей структурой рефлексивной самоорганизации);

3) осознанное применение в учебной деятельности каждого УУД, а затем и рефлексии в целом.

Методический аппарат учебников комплекса поддерживает эту работу системой заданий, которые требуют от учащихся выполнения универсальных действий, входящих в структуру рефлексивной самоорганизации, например:

    осознание необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения;

    формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т. д.);

    развитие способности к самооценке и самоконтролю (умение младшего школьника соотносить содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, восстанавливать знания (по памяти, при работе с учебником, справочным материалом и т. д.), дополнять имеющиеся знания новыми сведениями, необходимыми для выполнения задания и т.д. 3

6. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Деятельность по осуществлению моделирования и освоения метода моделирования на уровне, соответствующем возрастным особенностям развития младших школьников, широко представлена в системе учебников «Перспектива».

В курсе «Математика “Учусь учиться”» знаково-символические средства математического языка – цифры и буквы, знаки сравнения и арифметических действий, математические выражения, геометрические фигуры, числовой луч, диаграммы и графики и др. – систематически используются на уроках для представления информации, моделирования изучаемых объектов и процессов окружающего мира, решения учебных и практических задач.

В курсе широко представлены предметные и графические модели математических объектов, операций, преобразований и их свойств. Так, при изучении чисел и действий с ними в пределах тысячи в качестве моделей единиц используются точки, моделями десятков являются маленькие треугольники, а моделями сотен – большие треугольники. Учащиеся сами строят модели однозначных, двузначных и трехзначных чисел, выполняют их преобразования, помогающие глубже осознать принцип десятичной позиционной нумерации чисел, его аналогию с десятичной системой мер, самостоятельно построить общие способы выполнения действий сложения и вычитания натуральных чисел и аналогичные им способы сложения и вычитания именованных чисел.

Начиная с самых первых уроков знакомства с текстовыми задачами, учащиеся систематически работают с их материализованными моделями (схематическими рисунками, схемами, таблицами), наглядно представляющими существенные характеристики исследуемых объектов – количественные и пространственные отношения между ними, взаимосвязи между объектом и его частями и др. Дети учатся читать и строить эти модели, используют их для анализа и поиска решения текстовых задач, интерпретации полученных результатов, выявления общих способов действия во внешне различных ситуациях. Благодаря этому, они не только глубже усваивают учебное содержание по математике, но и овладевают умением использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов.

При этом на доступном для учащихся начальной школы уровне при изучении данного курса перед ними раскрываются все три основных этапа математического моделирования:

1) этап математизации действительности , то есть построения математической модели некоторого фрагмента действительности;

2) этап изучения математической модели , то есть построения математической теории, описывающей свойства построенной модели;

3) этап приложения полученных результатов к реальному миру.

Так, при решении текстовой задачи ученик читает и анализирует ее, переводит текст на знаково-символический язык – строит, схемы и схематические рисунки, отражающие числовые и пространственные отношения между объектами, процессами, целым объектом и его частями, затем работает с моделью, получает результат и соотносит его с данными в исходном тексте задачи.

Этот же путь он проходит и при построении математических понятий и способов действий. Например, при изучении действий с натуральными числами на этапе построения математической модели реальных действий с объектами окружающего мира предметные и графические модели помогают раскрыть перед учащимися недостаточность их знаний и необходимость построения нового вычислительного приема, то есть демонстрируют происхождение нового способа действий. С другой стороны, модели позволяют организовать процесс его практического построения самими детьми, то есть пройти первый этап математического моделирования. На втором этапе – этапе изучения построенной математической модели, учащиеся выявляют свойства изучаемых арифметических действий и с их помощью строят приемы рациональных вычислений, а на этапе приложения полученных результатов к реальному миру они применяют свои знания для решения текстовых задач. Таким образом, они не просто осваивают знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, но и приобретают опыт использования общенаучного метода математического моделирования для решения учебных и практических задач по математике.

В курсе «Русский язык» системы учебников «Перспектива» язык рассматривается как особая знаковая система, а слово как языковой знак, выполняющий заместительную, символическую функцию («Азбука», часть 1, с. 38, 39, 40 и др.; часть 2, с. 74, 75 и др.; «Русский язык», 1 класс, упр. 28, 32 и др.; 2 класс, часть 2, сообщение Самоварова на с. 8 и др.; 4 класс, часть 1, упр.135 и др.) и позволяющий осмыслить язык как средство познания (3 класс, часть 1, упр. 107 – модели слова «подснежник»).

Слово представлено как двусторонняя единица языка и речи (единство звучания и значения) на простейших структурно-семантических моделях слов. Изучение слова и предложения как двусторонних единиц языка проводится на структурно-образных моделях в коммуникативно-речевых ситуациях и текстах различной стилистической направленности («Азбука», часть 1, с. 40 и др.; часть 2, с. 12–13 и др.; «Русский язык», 1 класс, упр. 28, 32, 224, 225; 3 класс, часть 1, упр. 146, 150, 151, 152, 153). Это значительно повышает интерес к языку и речи, способствует осознанному изучению детьми грамматики и орфографии.

В учебниках широко используются знаково-символические средства представления информации и схемы.

Например, в «Азбуке» вводятся графические модели слова, создающие представление о слове как о двусторонней единице языка («Азбука», часть 1, с. 46 и др., «Русский язык», 1 класс, с. 15 и др., 2 класс, с. 47 и др., часть 2, с. 8 и др.), а также графические схемы предложения («Азбука», часть 1, с. 49, 57 и др.).

Используется схема речевого общения (3 класс, часть 1, с. 13). Для систематизации знания о звуковой системе языка используется рисунок-схема «Звукоград» (2 класс, часть 1, упр. 37), о буквах – рисунок-схема «Буквоград» (2 класс, часть 1, упр. 38). Схема-рисунок «Состав слова» (2 класс, часть 2, с. 45; 3 класс, часть 1, упр. 159, упр. 206) дает представление не только о частях слова, но и об их значимости в составе слова. Учащимся предлагаются также рисунок-схема частей речи (3 класс, часть 1, с. 123); графическая схема постановки знаков препинания при однородных членах предложения (4 класс, часть 1, с. 68).

В курсе «Окружающий мир» широко используются знаково-символические средства представления информации и схемы. Например, в учебнике 1 класса в темах «Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество», «Про хлеб и кашу, про чай и кофе», «Охрана природы»; во 2 классе в темах «Мы – жители Вселенной», «Месяц и год», «Откроем экологический календарь» и др.; в 3 классе в темах «Как изучают окружающий мир», «О чем расскажет план», «Мир небесных тел» и др.; в 4 классе в темах «Сокровища России и их хранители», «По равнинам и горам», «В поисках подземных кладовых» и др. Систематически моделирование применяется, например, в учебнике 2 класса, в темах «Невидимые нити в осеннем лесу», «Невидимые нити в зимнем лесу», «Невидимые нити в весеннем лесу» и др.

В курсе «Технология» используется система значков навигации, которая помогает учащемуся работать с материалом учебника: «Вспоминаем правила и приемы работы», «Ищем информацию», «Проверяем себя», «Рабочая тетрадь», «Заглянем в «Словарик юного технолога» и др.

В учебниках 1–4 класса дети знакомятся с различными знаково-символическими системами, имеющими практическое применение не только на уроках технологии, но и в быту. Например, в учебнике 1 класса приводятся знаки дорожного движения (с. 121), в 3классе - вводится понятие «масштаб» (с. 15) и его обозначение на чертеже, условные обозначения линий чертежа (с. 17), а также условные обозначения техники оригами (с. 118).

В курсе «Изобразительное искусство» посредством наглядных учебных дидактических таблиц, помогающих учащимся решать конкретные задачи изображения: композиционные схемы пейзажей с изображением линии горизонта, схемы расположения предметов в натюрморте, конструктивные особенности крестьянского деревянного дома (пропорции, архитектурные объемы, декор) Русского Севера и одноглавого белокаменного храма (архитектурные объемы, симметрия, пропорции, декор), схемы женского народного костюма, фигуры человека в движении, пропорции лица человека, цветовой круг и др.

общеобразовательных учреждений ), обеспечивающих достижение требований ...
  • Основная образовательная программа начального общего образования начальная школа - детский сад № 1632

    Школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития... предметным) Приложение Пояснительная записка к системе учебников «Школа России» (для 1-4 классов общеобразовательных учреждений ), обеспечивающих достижение требований к результатам...

  • Основная образовательная программа начального общего образования (69)

    Основная образовательная программа

    ... ; УМК. Пояснительная записка к системе учебников «Школа России» (для 1-4 классов общеобразовательных учреждений ), обеспечивающих достижение требований к результатам... в построении композиции. Пропорции и перспектива . Понятия: линия горизонта, ближе...

  • Содержание 1 региональная программа по основам безопасности жизнедеятельности для 5-9 классов общеобразовательных учреждений

    Программа

    ... классов общеобразовательных учреждений Региональная учебная программа общеобразовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности» для основного общего образования (5-9 классы ) Пояснительная записка ... системы поведения человека, обеспечивающей ...

  • Выступление на тему:

    Свою деятельность».

    Подготовила:

    учитель начальных классов

    Залыгаева Ольга Михайловна

    Петровск

    2014 г.

    Самоконтроль у школьника

    Самооценка у школьника


    1) Цветная оценка. 2) Лист самоконтроля. 3) Зашифрованный рисунок

    б) елочку из треугольников:

    г) композицию:



    2. Игра "Лесенка".

    3. Игра "Число-контролер".

    Корректировать памятки;

    Например:

    В 4 классе творческая работа.

    Составление схемы-коллажа;

    Заключение

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное

    учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Петровска»

    Выступление на тему:

    «Способы формирования у обучающихся

    умения самостоятельно контролировать и оценивать

    Свою деятельность».

    Подготовила:

    учитель начальных классов

    Залыгаева Ольга Михайловна

    Петровск

    2014 г.

    Важным моментом учебного процесса является формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников . Без этих качеств нельзя говорить о полноценном умении учиться.

    Самоконтроль у школьника - это способность ребёнка контролировать самого себя, выучил ли он устные уроки, и сделал ли письменные, собрал ли он портфель, т.е. способность контролировать, сделал ли он то или иное действие.

    Самооценка у школьника - это способность оценить, хорошо ли он выучил устные уроки, правильно ли сделал письменные и всё ли сложил в портфель, т.е. это способность оценивать качество выполнения того или иного действия.

    Самоконтроль и самооценка тесно взаимосвязаны. Формируя у детей различные приемы самоконтроля, мы тем самым воспитываем у них способность к самооценке.

    Школьник в 1-ом классе уже способен контролировать своё поведение, но умственную деятельность взять под контроль ещё не может.

    Таким образом начинать развитие навыков самоконтроля и самооценки целесообразно уже с первых дней обучения детей в школе.

    В учебниках по новым ФГОС, уже содержатся задания на формирование самоконтроля и самооценки. Электронные приложения к учебникам дают возможность ребёнку отработать и проверить собственные знания дома самостоятельно.

    Так в 1 классе предлагаю ученикам следующие задания:


    1) Цветная оценка. Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета обговариваются заранее. Например, красный- всё получилось, зелёный – есть недочёты, но старался, синий – получилось плохо, не доволен работой, жёлтый – не могу оценить. Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.
    2) Лист самоконтроля. После выполнения работы самостоятельно, ребёнок берёт у учителя лист самоконтроля (с ответами) и проверяет себя самостоятельно.
    3) Зашифрованный рисунок . На листочках таблица с числами, ниже примеры. Решая пример, ребёнок закрашивает ячейку с соответствующим числом. Если работа выполнена правильно, получается рисунок.

    Использую упражнения, где ребенок имеет возможность сопоставлять учебные действия и их конечный результат с заданным образцом.

    Сложить из имеющихся у детей геометрических фигур несложные узоры или рисунки, например:
    а) квадрат из треугольников по заданному образцу:

    б) елочку из треугольников:


    в) узор из геометрических фигур:

    г) композицию:


    д) разложить геометрические фигуры в заданном порядке:

    Задания легко видоизменяются.
    Выполнив работу, ученики самостоятельно проверяют ее по образцу.
    2. Игра "Лесенка".

    Каждой паре детей дается одна карточка с примерами:

    Примеры составлены таким образом, что ответ одного является началом другого. Ответ каждого примера учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать.

    3. Игра "Число-контролер".
    Ученики получают карточки с примерами:


    Решив данные примеры, они могут себя проконтролировать - сумма всех ответов равняется числу 10.

    Во 2 – 3 классах ученикам предлагается:

    Сравнивать промежуточный результат с эталоном; либо через систему условий;

    Корректировать памятки;

    Выполнять действия по инструкции, в которой отсутствуют некоторые звенья;

    Осуществлять самопроверку по плану, включающему 3-4 пункта;

    Составлении проверочных заданий для самоконтроля.

    Например:

    • предлагаемое решение задачи содержит принципиальные пробелы, которые необходимо найти ученикам.
    • карточки с порядком проведения самоконтроля, выполнения проверки.
    • математические диктанты с использованием копирок.

    В 4 классе одной из форм организации самостоятельной работы, способствующей развитию самоконтроля, является творческая работа.

    При поведении творческих самостоятельных работ я использую:

    Мозговая атака; методика “Бортовой журнал” ;

    Составление схемы-коллажа;

    Самоконтроль по собственной инициативе.

    Особое внимание необходимо уделять и взаимооценке. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя.

    Заключение

    Таким образом, первый и второй этапы формирования оценочной самостоятельности целесообразно развернуть в I – II классах. Критерием того, что первые два этапа становления оценочной самостоятельности завершены, может служить умение учащихся по выработанным критериям произвести оценку своей работы, соотнести её с оценкой учителя.

    Третьему этапу можно посвятить третий и четвёртый годы обучения. Данный этап можно считать завершённым, когда учащиеся не только сами могут по своим критериям оценить работу в баллах, но и могут составить индивидуальную программу подготовки к аналогичной работе .

    Такое постепенное усложнение заданий от первого к четвертому классу, возможность многократных упражнений в течение года на разном предметном материале (русский язык, математика, ИЗО, окружающий мир) способствуют четкой отработке каждого действия самоконтроля.

    Искусство учителя начальных классов заключается в том, чтобы всячески возбуждая познавательную активность и самостоятельность детей на уроках, в то же время руководить ими, осторожно помогать им в самостоятельной работе, предупреждать ошибки, побуждать их к самоконтролю и вовлекать в работу над своими недочётами – словом, учить их учиться.

    Данные подходы к формированию самооценки и самоконтроля обучающихся гарантирует высокое качество обученности и развития детей.


    Яковлева Надежда Ивановна
    Должность: учитель начальных классов
    Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2"
    Населённый пункт: г. Мензелинск РТ
    Наименование материала: статья
    Тема: "Формирование умения контролировать и корректировать свои действия у младших школьников в условиях реализации ФГОС".
    Дата публикации: 02.10.2017
    Раздел: начальное образование

    Статья по теме:

    «Формирование умения контролировать и корректировать свои действия у младших

    школьников в условиях реализации ФГОС».

    Яковлева Надежда Ивановна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2»» г.

    Мензелинска РТ

    Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в

    обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать,

    современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний,

    увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться.

    Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. В

    Болонской декларации 1999г. отмечается, что современные потребности учащихся

    останутся нереализованными, если в образовательном процессе учащийся не обретет

    статус субъекта образования.

    Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и

    навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно

    ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать

    свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен

    стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели

    становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных

    действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Овладение универсальными

    учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения

    новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта

    возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие

    мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных

    предметных областях познания.

    Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий

    обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению

    новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные

    учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех

    уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

    1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

    Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными

    жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание,

    исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в

    нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении

    Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной

    деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих

    действий, оценки успешности усвоения.

    Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и

    структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

    Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать,

    слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную

    деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь

    договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку

    друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

    Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных

    учебных действий (УУД) со следующими показателями:

    Состояние здоровья детей;

    Успеваемость по основным предметам;

    Уровень развития речи;

    Степень владения русским языком;

    Умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

    Стремление принимать и решать учебную задачу;

    Навыки общения со сверстниками;

    Умение контролировать свои действия на уроке.

    Как может быть выражено универсальное учебное действие?

    На уроках математики универсальным учебным действием может служить

    познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действия),

    определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью

    ученикам предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую

    логические отношения между известными данными и искомым. В этом случае ученики

    решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели,

    устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом

    учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.

    Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием

    служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности

    сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и

    согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно

    контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

    С целью формирования регулятивного универсального учебного действия - действия

    контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаются

    тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические,

    пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой

    учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие

    алгоритм действия.

    Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и

    результат выполняемой операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи

    успешно справляются с предложенным заданием. Главное здесь - речевое проговаривание

    учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить

    выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание.

    Словесное проговаривание является средством перехода ученика от выполнения действия

    с опорой на правило, представленное на карточке в виде текста, к самостоятельному

    выполнению контроля, сначала медленно, а потом быстро, ориентируясь на внутренний

    алгоритм способов проверки.

    Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности

    универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и

    качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения

    знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в

    том числе социальной и личностной. Развитие универсальных учебных действий

    обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей

    учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной

    деятельности и освоения учебных дисциплин. Если в начальной школе у учащихся

    универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть учащиеся

    научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться на

    других этапах. Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные

    учебные действия?

    1. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают

    алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность

    любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения

    ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

    2. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего

    нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

    3. Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют,

    как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные

    конфликты и находят совместно пути их решения.

    4. Учитель на уроке уделяет большое внимание, самопроверке детей, обучая их, как

    можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на

    5. Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или

    недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.

    6. Учитель включает детей в открытие новых знаний.

    7. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией -

    пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для

    поиска информации. Детей учат способам эффективного запоминания. В ходе учебной

    деятельности развивается память и логические операции мышления детей. Учитель

    обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.

    8. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным

    материалом и его анализом. Учитель использует проектные формы работы на уроке и

    внеурочной деятельности.

    9. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит

    детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.

    Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.

    10. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения

    возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.

    11. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора,

    отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

    12. Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить

    нужные знания и ценностный ряд.

    13. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как

    распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно

    включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между

    учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся

    формируются общечеловеческие ценности.

    14. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается

    возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных заданий.

    15. Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.

    Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых

    проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-

    познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части

    учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне

    общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте

    случаев девиантного поведения. Поэтому необходимо формировать необходимые

    универсальные учебные действия уже в начально

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное

    учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Петровска»

    Выступление на тему:

    «Способы формирования у обучающихся

    умения самостоятельно контролировать и оценивать

    свою деятельность».

    Подготовила:

    учитель начальных классов

    Залыгаева Ольга Михайловна

    Петровск

    2014 г.

    Важным моментом учебного процесса являетсяформирование самоконтроля и самооценки у младших школьников . Без этих качеств нельзя говорить о полноценном умении учиться.

    Самоконтроль у школьника - это способность ребёнка контролировать самого себя, выучил ли он устные уроки, и сделал ли письменные, собрал ли он портфель, т.е. способность контролировать, сделал ли он то или иное действие.

    Самооценка у школьника - это способность оценить, хорошо ли он выучил устные уроки, правильно ли сделал письменные и всё ли сложил в портфель, т.е. это способность оценивать качество выполнения того или иного действия.

    Самоконтроль и самооценка тесно взаимосвязаны. Формируя у детей различные приемы самоконтроля, мы тем самым воспитываем у них способность к самооценке.

    Школьник в 1-ом классе уже способен контролировать своё поведение, но умственную деятельность взять под контроль ещё не может.

    Таким образом начинать развитие навыков самоконтроля и самооценки целесообразно уже с первых дней обучения детей в школе.

    В учебниках по новым ФГОС, уже содержатся задания на формирование самоконтроля и самооценки. Электронные приложения к учебникам дают возможность ребёнку отработать и проверить собственные знания дома самостоятельно.

    Так в 1 классе предлагаю ученикам следующие задания:

    1) Цветная оценка. Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета обговариваются заранее. Например, красный- всё получилось, зелёный – есть недочёты, но старался, синий – получилось плохо, не доволен работой, жёлтый – не могу оценить. Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.
    2) Лист самоконтроля. После выполнения работы самостоятельно, ребёнок берёт у учителя лист самоконтроля (с ответами) и проверяет себя самостоятельно.
    3) Зашифрованный рисунок . На листочках таблица с числами, ниже примеры. Решая пример, ребёнок закрашивает ячейку с соответствующим числом. Если работа выполнена правильно, получается рисунок.

    Использую упражнения, где ребенок имеет возможность сопоставлять учебные действия и их конечный результат с заданным образцом.

    Сложить из имеющихся у детей геометрических фигур несложные узоры или рисунки, например:
    а) квадрат из треугольников по заданному образцу.